Вечерняя смена Власти Москвы разрешили лечиться от коронавируса на дому
Программу ведут Ольга Максимова и Дмитрий Чернов.
Пациент будет проходить лечение в домашних условиях, если у него наблюдается лёгкое течение болезни. Показатели, при которых форма болезни считается лёгкой, определил департамент здравоохранения Москвы
В приказе депздрава Москвы прописаны медицинские показатели, в зависимости от уровня которых пациент с коронавирусом либо остается дома для прохождения лечения, либо подлежит госпитализации.
Илья Ильинцев: Вирусы могут приводить к пневмонии (воспалению лёгких). Как правило, такие пневмонии не только вирусные, но к ним присоединяются дополнительно бактерии. И воздействие на организм человека носит смешанный характер. Как правило, это происходит у людей, у кого иммунитет снижен либо за счёт возраста (естественное снижение иммунитета), либо за счёт сопутствующей патологии. Поэтому сам по себе вирус может вызвать пневмонию. И, как правило, когда такая ситуация есть, когда не очень хорошо себя чувствует по тем или иным причинам организм, добавляется бактерия, и тут уже можно спрашивать, что было первым: яйцо или курица. В любом случае вирус запускает этот неприятный, нехороший процесс, и даже если причиной летального исхода является бактериальная пневмония, первопричиной может быть вирус. Это бывает у людей старшего возраста и лиц с хроническими заболеваниями, у которых иммунитет снижен.
Говорить о смертности от "сезонного гриппа" тоже не верно, потому что получается, что смерть наступает не от гриппа, а от осложнений, которые он вызывает?
Илья Ильинцев: И так, и так. Потому что вирусная пневмония тоже имеет место быть. И она тоже может быть. Просто, как правило, там ещё добавляются осложнения. Как правило, от осложнений происходят летальные исходы.
Решение лечиться от коронавируса на дому вызывает странные ощущения, потому что если сначала всех, у кого было хоть малейшее подозрение, отвозили в Коммунарку, где они изолировались, то почему вдруг сейчас стало можно лечиться на дому?
Илья Ильинцев: По-видимому, это решение взвешенное, не эмоциональное, а рациональное. Речь здесь о чём идёт? Коронавирусное заболевание – это вообще острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ). Она случается у большого количества людей и на самом деле имеет тенденцию к очень быстрому распространению вне зависимости от того, каким вирусом это вызывается. Понятное дело, что в большем проценте случаев это проходит достаточно спокойно и легко. И если мы всех будем госпитализировать, у нас просто физически не хватит мест в больницах. Более того, те люди, которые переносят такое заболевание в простой форме, они в контакте с более тяжёлыми пациентами могут только усугубить своё состояние. Это если будут переполненные больницы. Сейчас такого нет. Сейчас всё соблюдается.
Другой вопрос, который всех беспокоит, это какой уровень ответственности у этих людей, которые будут на дому потенциально лечиться? Насколько они ответственно будут подходить к этой ситуации, потому что лёгкое течение коронавирусной инфекции может протекать как у стандартного ОРВИ, люди будут себя чувствовать удовлетворительно, и вот здесь хватит ли у них разума не выходить на улицы, не контактировать с соседями, не общаться. Вот это на самом деле большой вопрос. И мы всем миром должны взывать заболевших к разумному подходу к лечению лёгкой формы коронавирусной инфекции, чтобы не было дальнейшего распространения. Если человек будет не выходить из квартиры, будет её проветривать, это вполне допустимое решение.
А если человек, у которого диагностирован коронавирус в лёгкой форме, захотел выйти в магазин купить себе что-то, надел на себя маску, вышел, купил и вернулся домой. Это означает, что он нарушил карантин? Что он кого-то заразил?
Илья Ильинцев: Однозначно, это нарушение карантина, нарушение домашнего режима. И это реальная угроза заразить окружающих. И здесь не надо строить никаких иллюзий. Человек, который решит выйти, может и себе сделать хуже и других заразить. Маска при всём уважении к ней может не спасти окружающих от заражения. Поэтому, конечно, выходить ни в коем случае нельзя, если диагностирован коронавирус. Если заболевание проходит в лёгкой форме, нужно применять все те назначения, который врач указал, и ни в коем случае не нарушать карантин.
Но чтобы применять эти назначения, нужно добраться до аптеки. Я сегодня посмотрела перечень рекомендованных препаратов, поискала их в Интернете, и получается, что их, во-первых, не купить, а во-вторых, они стоят как чугунный мост.
Илья Ильинцев: Это вы поднимаете другую проблему, не менее острую. Это вопрос на самом деле и к нашим друзьям из фармацевтической отрасли, которые в период эпидемии, а тем более пандемии, как правило, повышают цены на лекарства. То есть, они действуют чисто рыночным путём. Здесь вопрос, может быть, и к государственным регуляторам, а может быть и просто обращение к разуму фармацевтической промышленности.
Что в этом случае надо делать. Если человек не может получить помощь от своих родных и близких, не может сам приобрести лекарство, тогда действительно нужно говорить об этом медицинскому персоналу и, учитывая ситуацию и её потенциальную опасность, госпитализироваться. Как правило, такая возможность есть.
А что уже есть какие-то препараты, которые действуют на коронавирус? Да и родных и близких тоже существует опасность заразить. Вот говорят, что лечение на дому, а чем будут сейчас лечить коронавирус?
Илья Ильинцев: Есть противовирусные препараты, которые были разработаны уже давно. Вообще, стандартное лечение респираторно-вирусных инфекций по всему миру – это симптоматическое лечение. То есть, вообще на Западе врачи не используют какие-либо противовирусные, иммунологические и прочие препараты. Они стараются снизить температуру, бороться с симптомами – кашлем и насморком и т.д. И, как правило, ОРВИ не требует какого-то специфического противовирусного лечения. Противовирусное лечение – это лечение тяжёлых вирусных заболеваний. К примеру, разного гепатита и т.д. В данном случае, учитывая, что, особенно у старшего поколения, коронавирус может вызвать определённые осложнения, показано лечение противовирусными препаратами. Они есть. Не буду их называть, чтобы не было самолечения. Самолечение – это вред, но оно бывает, и этим мы себе очень сильно портим здоровье. Поэтому применять противовирусные препараты нужно только по назначению врача.
Если у человека, пришедшего на работу, температура 37 с небольшим, это уже подозрение на то, что он может быть болен коронавирусом? Или же там есть какие-то определённые границы для температуры?
Илья Ильинцев: Повышение температуры – это не специфический симптом именно коронавирусной инфекции. Но это общий симптом, который говорит о том, что может быть с организмом какая-то нехорошая ситуация. И чаще всего это ОРВИ. Не всегда коронавирусная. Но, раз мы сейчас находимся в таком состоянии, когда лучше перестраховаться, то, конечно, такая превентивная мера имеет право на существование. И хоть она не гарантирует, что там коронавирусная инфекция, но привлекает внимание, что есть какая-то нехорошая ситуация, нужно обратиться к врачу, который скажет, что это, как это и что делать. Поэтому я считаю это вполне адекватным действием.
Считается, что лёгкая форма коронавируса проходит с температурой 38,5 градуса, то при тяжёлой форме до какой температуры доходит температура тела – до 40 градусов?
Илья Ильинцев: Речь идёт, скорее, не о температуре, а о функциях организма, насколько они нарушаются. Это касается и дыхания, и осложнений и т.д. Поэтому температура – это не самый основной признак тяжести состояния, но тем не менее она с ним связана. Не надо ориентироваться: у меня 38 градусов, значит, мне хорошо, а если 40 градусов, значит, мне плохо. Всегда врач и медицинский персонал должны решать, лёгкое у вас или тяжёлое течение заболевания. Иначе это опять приведёт к самолечению, к неправильной диагностике, к неправильному назначению лекарства, а в итоге к плохим реально последствиям для своего здоровья.
Если это лёгкая форма заболевания коронавирусом, то она может проходить лечение в домашних условиях. А как определить, что это коронавирус? Ведь на глазок этого сделать нельзя. Нужно отправить биоматериалы для того, чтобы провести обследование.
Илья Ильинцев: Абсолютно верно. Изначально устанавливается остро респираторно-вирусная инфекция. Затем, учитывая, что у нас есть эпидочаг, мы проводим полимеразную цепную реакцию. Для этого берём мазки и отправляем в соответствующую лабораторию. Если симптоматически и клинически видим, что течение лёгкое, то есть нет нарушений функций органов, безусловно, оставляем дома. Если дальше подтверждается ухудшение, безусловно человека нужно госпитализировать. По-другому никак. В любом случае на 100 процентов сразу мы не скажем, коронавирус это или нет. Такого пока вообще нет.
Вечерняя смена. Все выпуски
- Все аудио
- "День кинопремьер"
- "Переспите с этим"