Авторские материалы Коронавирус диктует правила онлайн-торговли: как изменилось поведение пользователей

31 марта 2020, 17:43

Персоны

Ретейлеры отказываются от наличных на время эпидемии коронавируса. Доставлять будут только предоплаченные заказы – чтобы остановить распространение инфекции: купюры слишком часто меняют владельцев. Изменения произойдут и в работе пунктов выдачи: впускать в них будут по одному. К каким еще переменам нужно быть готовым перед виртуальным походом в магазин, расскажет корреспондент «Вестей ФМ» Александра Писарева.

Минимум контактов: ретейлеры намерены отказаться от наличных. Под запрет попадут и банковские карты. Ведь даже если оплата – бесконтактная, необходимо ввести PIN-код. Получить можно будет только предоплаченные на сайте или в приложении заказы.

Решение обоснованное: ВОЗ назвала обмен купюрами одним из способов передачи инфекции. На бумаге или пластике коронавирус может держаться долго.

О новых правилах договорились крупные онлайн-ретейлеры: известные супермаркеты, которые доставляют всё, от бытовой химии и книг до автотоваров, магазины по доставке одежды и обуви, электроники, строительных материалов и так далее.

Курьеры – в масках и перчатках – будут оставлять пакеты и коробку у дверей, чтобы избежать личной встречи. В пунктах выдачи сотрудников также обяжут носить средства защиты. И установить санитайзеры. Примерочные и торговые залы закроют. В помещение начнут пускать по одному. О нарушениях можно сообщать в Ассоциацию компаний интернет-торговли.

До пандемии при получении заказы оплачивали больше половины клиентов онлайн-магазинов. Перемены могут повлиять на дальнейшее развитие интернет-торговли, считают эксперты. Доставку начали предлагать в сферах, где раньше это было редкостью. Например, в магазинах семян и товаров для садоводства. В рекламных роликах гарантируют безопасность:

"Все курьеры работают в масках и перчатках. Подъезжая к вашему дому, курьер позвонит вам. Ваш заказ будет подготовлен к осмотру и оставлен под дверью со всеми необходимыми документами. Курьер отойдет на безопасное расстояние, пока вы проверяете заказ. Пожалуйста, подготовьте сумму без сдачи, чтобы минимизировать риски. Заказ будет еще безопаснее, если вы оплатите его на сайте – это исключит контакт с деньгами".

Таким образом предоплата войдет в привычку. Может измениться сама модель поведения пользователей, поясняет Борис Овчинников, директор по исследовательского агентства Data Insight, специализирующегося на рынке электронной коммерции.

ОВЧИННИКОВ: Переход на обязательную предоплату существенно влияет на модель поведения покупателей: заказать 10 платьев и выбрать из них становится сложнее. Нужно положить на счёт продавца 20 000, получить 10 платьев, выбрать одно и ждать, пока вернут 18 000 за те, что не взяли. Понятно, что заказов с возвратом станет сильно меньше.

Часть клиентов может стать более осторожной – на форумах участились жалобы на мошенников, которые исчезают после предоплаты. Особенно это касается частных объявлений на интернет-досках.

С одной стороны, у честных и реально существующих интернет-магазинов – особенно продуктовых – количество заказов резко выросло. В одной из компаний по доставке продуктов в столице спрос вырос в 20 раз, в регионах – в 10. С другой – наращивать мощности так же быстро не выходит. Не хватает складов, запасов, сотрудников. В некоторых спешно нанимают работников. Тем не менее ряд сервисов уже "заморозил" доставку. Во многих выросло время ожидания – еду, а иногда и лекарства, придется ждать до недели. На это жалуются пользователи в Москве и Петербурге.

Некоторые компании теперь обзванивают клиентов с вопросом "был ли курьер в маске?". Мобильные терминалы при клиенте обрабатывают дезинфицирующими средствами. Хотя порой доставщики даже элементарно не соблюдают дистанцию. Заказ курьер должен оставить у квартиры и отойти на безопасное расстояние. А вот в маске нет особого смысла, если доставщик надевает её только при встрече с клиентами, объясняет врач-терапевт Андрей Звонков.

ЗВОНКОВ: Маски, перчатки нужны не только при встрече с клиентами, а вообще всегда: человек постоянно контактирует с различными поверхностями, дверные ручки трогает, прилавки, поверхности какие-то, на которых может быть инфекционный агент. Поэтому руки должны быть защищены, лицо, соответственно, тоже: на всякий случай – от пыли, от влаги. Причем маска нужна не та, которую мы знаем, на резиночках, а нормальная, с хорошим фильтрующим агентом.

То есть маски курьеры должны носить всё время. Вопрос в том, кто будет это отслеживать: в соцсетях немало снимков доставщиков, которые толпой ожидают приготовления заказов в ресторанах (естественно, без всяких масок).

Поэтому эксперты советуют полученные посылки выложить, к примеру, на балкон на некоторое время. Продукты переложить в свою тару. Или хотя бы обработать горячим воздухом из фена – коронавирус этого не переживет.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация