Сигналы точного времени Киберспорт как замена реальному спорту

3 апреля 2020, 08:35

Не исключено, что выручить телевидение поможет киберспорт, хотя даже он серьезно пострадал от коронавируса, рассказал "Ъ FM" президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит: "Надо понимать, что за последнее время киберспорт изменился. И крупные соревнования проходят на стадионах, собираются тысячи человек. И сейчас из-за коронавируса, из-за этой ситуации уже отменены соревнования в Европе, в Штатах — в Америке отменили за три дня до начала, когда спортсмены уже приехали туда. В России не состоялся Epicenter — это традиционный турнир, который проходит у нас в мае, с призовым фондом в $1 млн, куда съезжаются лучшие команды со всего мира".

► Эксперт программы – президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит.

Будет ли киберспорт в ближайшем будущем так же популярен, как спорт обычный?

Дмитрий Смит: Безусловно, будет. И это даже никак не связано с коронавирусом. Дело в том, что киберспорт активно развивался и до всей этой печальной ситуации. При этом соревнования по киберспорту точно так же, как гонки и футбол, собирали стадионы. Далеко за примерами ходить не надо. В Москве, например, традиционно несколько последних лет на Большой ледовой арене (раньше это была "ВТБ Арена", сейчас – "ЦСКА Арена") проходил турнир EPICENTER. И там чаша вместимостью 12 тысяч человек полностью заполнялась, например, на соревнованиях по Dota 2, куда приезжали лучшие команды со всего мира, а призовой фонд был 1 млн долларов.

То есть, конкуренция реальному футболу возможна?

Дмитрий Смит: Здесь не совсем правильно говорить про конкуренцию. Потому что киберспорт не противопоставляет себя реальному традиционному спорту. Киберспорт, наоборот, является хорошим его дополнением. Мы провели исследование вместе с компанией НАФИ, и оно показало, что люди, которые занимаются киберспортом, в полтора раза чаще параллельно с этим киберспортом занимаются ещё и традиционным спортом, нежели те люди, которые не увлекаются киберспортом. Без физической подготовки психологически себя правильно на игру настроить нельзя. Поэтому программа подготовки киберспортсмена обязательно включала и включает в себя физическую подготовку.

А телетрансляции виртуальных футбольных матчей или виртуальных гонок, в которых реальные гонщики "Формулы 1" пронимают участие и, кстати, проигрывают гонщикам, которые гоняли всю карьеру только на виртуальных автомобилях, смогут изменить отношение людей к остальному киберспорту, который не связан с игровыми видами спорта или вообще со спортом, а связан, например, с файтингом?

Дмитрий Смит: Телетрансляции – это, безусловно, интересное решение. Особенно в условиях самоизоляции они дают дополнительные контент и поводы для общения, и это здорово. Что касается, увеличивается ли от этого популярность киберспорта? Да, увеличивается. Но здесь главное, чтобы не произошло подмены понятий. Потому что все традиционные виды спорта – это всего лишь одна дисциплина киберспорта. В киберспорте ещё есть стратегии в реальном времени, соревновательные головоломки и т.д. Если про это как можно больше людей узнают, это здорово, но главное, чтобы не сложилось ощущение, что это и есть киберспорт, и ничего другого нет.

Киберспорт – это действительно высокое напряжение. Сейчас у нас проходит огромное количество соревнований по киберспорту, в частности, мы запустили череду соревнований, совершенно бесплатных для участия, которые идут ежедневно "Играем дома". При этом можно ещё выиграть неплохие денежные средства и призы. Общепризовой фонд составляет более 2 млн рублей. А трансляции по киберспорту уже серьёзно опередили трансляции с традиционных спортивных соревнований. И здесь коллегам с телевидения есть, безусловно, чему поучиться. На самом деле многие уже начинают обмен опытом. У нас очень хорошие отношения, к слову, с тем же "Матч ТВ".

А это одна и та же аудитория, которая смотрит и спортивные телетрансляции, и трансляции киберспортивных соревнований?

Дмитрий Смит: Она, безусловно, пересекается, но я бы не сказал, что это одна и та же аудитория. Потому что для большинства киберболельщиков киберспорт – это в первую очередь такие игры, как Dota 2, Hearthstone, Royal Flash. А всё, что касается аналогов реальных видов спорта, это тоже интересно, но в целом зрительская аудитория сосредоточена всё-таки больше в традиционном киберспорте. Там изначально вся инфраструктура была построена в онлайне для большого количества зрителей. Поэтому, скорее, традиционный спорт может получить дополнительную аудиторию, нежели киберспорт.

Сейчас очень популярны киберфутбол и кибергонки, потому что в них участвуют реальные, всем известные игроки.

Дмитрий Смит: Они популярны, потому что в эти игры изначально играло много людей. Потом по ним стали проводить большое количество соревнований. Например, по интерактивному футболу мы совместно с Российским футбольным союзом уже много лет проводим и чемпионат, и Кубок страны, формируем сборную по киберфутболу, которая ездит на международные соревнования. И за всем этим уже следили болельщики. Не надо думать, что раньше киберфутбола не было, что он появился только сейчас. Как раз, наоборот. То, что в киберфутбол пришли реальные спортсмены, придало ему дополнительную медийность, это привлекло сюда новую аудиторию, которая изначально следила за этими спортсменами, за этими клубами. И сейчас эти люде действительно пришли в киберспорт. И вместе с ними подтянулась та аудитория, которая традиционно следила именно за киберпространством.

Как относятся в России вообще к киберспорту? Так же серьёзно, как в Китае?

Дмитрий Смит: До Китая мы не дотягиваем, хотя 17 процентов населения страны (от детей до стариков) относятся к киберспорту как к спорту без каких-либо оговорок и ограничений. А в целом про киберспорт слышало более 70 процентов. То есть, не надо думать, что это какая-то диковинка, которая появилась только сейчас. Недавно мы отпраздновали 20 лет Федерации компьютерного спорта России. Это явление не так давно набрало серьёзные обороты, но существует оно уже два десятка лет.

Реальный футбол – это всегда зрелище, всегда шоу. А может ли стать шоу трансляция с экрана компьютера для массового зрителя?

Дмитрий Смит: Не только может, но и является. Это действительно шоу и шоу высококлассное. Да, в футболе играют звёзды, профессионалы. В киберспорте тоже есть профессионалы. И за них все зрители на аренах болеют и скандируют в едином порыве. Это надо хотя бы один раз увидеть.

Плюс очень важную составляющую играют комментаторы. Мы, когда проводили соревнования по интерактивному футболу вместе с РФС, приглашали, например, Виктора Гусева, чтобы он комментировал. Этот комментатор с мировым именем, который комментировал реальный футбол, пришёл в виртуальный футбол. И в интерактивном футболе у него был напарник именно из этой сферы, и они вместе сотворили настоящее шоу. Кто сомневается, может эту запись посмотреть в Интернете.

­Киберспорт как замена реальному спорту

Сигналы точного времени. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Час с психологом

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация