Сигналы точного времени Киберспорт как замена реальному спорту
Не исключено, что выручить телевидение поможет киберспорт, хотя даже он серьезно пострадал от коронавируса, рассказал "Ъ FM" президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит: "Надо понимать, что за последнее время киберспорт изменился. И крупные соревнования проходят на стадионах, собираются тысячи человек. И сейчас из-за коронавируса, из-за этой ситуации уже отменены соревнования в Европе, в Штатах — в Америке отменили за три дня до начала, когда спортсмены уже приехали туда. В России не состоялся Epicenter — это традиционный турнир, который проходит у нас в мае, с призовым фондом в $1 млн, куда съезжаются лучшие команды со всего мира".
► Эксперт программы – президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит.
Будет ли киберспорт в ближайшем будущем так же популярен, как спорт обычный?
Дмитрий Смит: Безусловно, будет. И это даже никак не связано с коронавирусом. Дело в том, что киберспорт активно развивался и до всей этой печальной ситуации. При этом соревнования по киберспорту точно так же, как гонки и футбол, собирали стадионы. Далеко за примерами ходить не надо. В Москве, например, традиционно несколько последних лет на Большой ледовой арене (раньше это была "ВТБ Арена", сейчас – "ЦСКА Арена") проходил турнир EPICENTER. И там чаша вместимостью 12 тысяч человек полностью заполнялась, например, на соревнованиях по Dota 2, куда приезжали лучшие команды со всего мира, а призовой фонд был 1 млн долларов.
То есть, конкуренция реальному футболу возможна?
Дмитрий Смит: Здесь не совсем правильно говорить про конкуренцию. Потому что киберспорт не противопоставляет себя реальному традиционному спорту. Киберспорт, наоборот, является хорошим его дополнением. Мы провели исследование вместе с компанией НАФИ, и оно показало, что люди, которые занимаются киберспортом, в полтора раза чаще параллельно с этим киберспортом занимаются ещё и традиционным спортом, нежели те люди, которые не увлекаются киберспортом. Без физической подготовки психологически себя правильно на игру настроить нельзя. Поэтому программа подготовки киберспортсмена обязательно включала и включает в себя физическую подготовку.
А телетрансляции виртуальных футбольных матчей или виртуальных гонок, в которых реальные гонщики "Формулы 1" пронимают участие и, кстати, проигрывают гонщикам, которые гоняли всю карьеру только на виртуальных автомобилях, смогут изменить отношение людей к остальному киберспорту, который не связан с игровыми видами спорта или вообще со спортом, а связан, например, с файтингом?
Дмитрий Смит: Телетрансляции – это, безусловно, интересное решение. Особенно в условиях самоизоляции они дают дополнительные контент и поводы для общения, и это здорово. Что касается, увеличивается ли от этого популярность киберспорта? Да, увеличивается. Но здесь главное, чтобы не произошло подмены понятий. Потому что все традиционные виды спорта – это всего лишь одна дисциплина киберспорта. В киберспорте ещё есть стратегии в реальном времени, соревновательные головоломки и т.д. Если про это как можно больше людей узнают, это здорово, но главное, чтобы не сложилось ощущение, что это и есть киберспорт, и ничего другого нет.
Киберспорт – это действительно высокое напряжение. Сейчас у нас проходит огромное количество соревнований по киберспорту, в частности, мы запустили череду соревнований, совершенно бесплатных для участия, которые идут ежедневно "Играем дома". При этом можно ещё выиграть неплохие денежные средства и призы. Общепризовой фонд составляет более 2 млн рублей. А трансляции по киберспорту уже серьёзно опередили трансляции с традиционных спортивных соревнований. И здесь коллегам с телевидения есть, безусловно, чему поучиться. На самом деле многие уже начинают обмен опытом. У нас очень хорошие отношения, к слову, с тем же "Матч ТВ".
А это одна и та же аудитория, которая смотрит и спортивные телетрансляции, и трансляции киберспортивных соревнований?
Дмитрий Смит: Она, безусловно, пересекается, но я бы не сказал, что это одна и та же аудитория. Потому что для большинства киберболельщиков киберспорт – это в первую очередь такие игры, как Dota 2, Hearthstone, Royal Flash. А всё, что касается аналогов реальных видов спорта, это тоже интересно, но в целом зрительская аудитория сосредоточена всё-таки больше в традиционном киберспорте. Там изначально вся инфраструктура была построена в онлайне для большого количества зрителей. Поэтому, скорее, традиционный спорт может получить дополнительную аудиторию, нежели киберспорт.
Сейчас очень популярны киберфутбол и кибергонки, потому что в них участвуют реальные, всем известные игроки.
Дмитрий Смит: Они популярны, потому что в эти игры изначально играло много людей. Потом по ним стали проводить большое количество соревнований. Например, по интерактивному футболу мы совместно с Российским футбольным союзом уже много лет проводим и чемпионат, и Кубок страны, формируем сборную по киберфутболу, которая ездит на международные соревнования. И за всем этим уже следили болельщики. Не надо думать, что раньше киберфутбола не было, что он появился только сейчас. Как раз, наоборот. То, что в киберфутбол пришли реальные спортсмены, придало ему дополнительную медийность, это привлекло сюда новую аудиторию, которая изначально следила за этими спортсменами, за этими клубами. И сейчас эти люде действительно пришли в киберспорт. И вместе с ними подтянулась та аудитория, которая традиционно следила именно за киберпространством.
Как относятся в России вообще к киберспорту? Так же серьёзно, как в Китае?
Дмитрий Смит: До Китая мы не дотягиваем, хотя 17 процентов населения страны (от детей до стариков) относятся к киберспорту как к спорту без каких-либо оговорок и ограничений. А в целом про киберспорт слышало более 70 процентов. То есть, не надо думать, что это какая-то диковинка, которая появилась только сейчас. Недавно мы отпраздновали 20 лет Федерации компьютерного спорта России. Это явление не так давно набрало серьёзные обороты, но существует оно уже два десятка лет.
Реальный футбол – это всегда зрелище, всегда шоу. А может ли стать шоу трансляция с экрана компьютера для массового зрителя?
Дмитрий Смит: Не только может, но и является. Это действительно шоу и шоу высококлассное. Да, в футболе играют звёзды, профессионалы. В киберспорте тоже есть профессионалы. И за них все зрители на аренах болеют и скандируют в едином порыве. Это надо хотя бы один раз увидеть.
Плюс очень важную составляющую играют комментаторы. Мы, когда проводили соревнования по интерактивному футболу вместе с РФС, приглашали, например, Виктора Гусева, чтобы он комментировал. Этот комментатор с мировым именем, который комментировал реальный футбол, пришёл в виртуальный футбол. И в интерактивном футболе у него был напарник именно из этой сферы, и они вместе сотворили настоящее шоу. Кто сомневается, может эту запись посмотреть в Интернете.
Сигналы точного времени. Все выпуски
- Все аудио
- Час с психологом