Актуально Россия возобновляет программу возвращения сограждан из-за рубежа

6 апреля 2020, 12:19

Персоны

Программу ведёт Елена Щедрунова.

РФ приостановила на 2-3 дня полёты самолётов за рубеж для возвращения сограждан на родину. Как было объявлено, сделано это было для того, чтобы понять, как не завезти новые случаи коронавируса в нашу страну, потому что подавляющее большинство заболевших или носителей вируса – это люди, которые приехали из-за рубежа. Да, увеличилось число случаев, когда коронавирус передаётся внутри страны, но все равно основные его носители – это те, кто побывал за рубежом.

Вечером 6 апреля появится график вывоза сограждан из разных стран в Россию. Он будет размещён на портале СтопКоронавирус.РФ. Ну а мы сейчас поговорим о том, что нужно сделать для того, чтобы эпидемия не распространялась с прибытием наших новых сограждан из-за рубежа – из стран, где эпидемия бушует в гораздо больших масштабах, чем у нас?

Опять начинают возвращаться наши сограждане из-за рубежа. Как в идеале должна строиться эта работа?

Владислав Жемчугов: У нас есть замечательный пример возвращения первых российских граждан из китайского Уханя. С ними всё было сделано по всем канонам эпидемиологии, микробиологии и медицинской науки. Их собрали аккуратно в автобусы, привезли, минуя все контроли и дополнительные контакты, в аэропорт, откуда доставили в Россию на транспортном самолёте. Потому что реально его на самом деле легко было потом дезинфицировать. Он не такой комфортный как бизнес-класс, но в этом нет ничего страшного. Если прилетят в обычных пассажирских самолётах, тоже не будет ничего страшного, потому что эти лайнеры тоже достаточно легко дезинфицируются.

Людей нужно привезти в автобусах и поместить их в карантин на 2-3 недели с замечательными условиями. В течение этого периода им можно сделать три анализа на коронавирус или можно сделать новый тест на антитела. Тест этот замечательный, он позволит отследить ранние контакты с вирусом, что тоже очень важно.

Это идеальная система. Именно поэтому и остановили процесс возвращения из-за рубежа наших сограждан. Было принято действовать так: по прилёту в аэропорт они подписывали бумаги, что соглашаются на самоизоляцию, далее им измеряли температуру, и всё, они были свободны. То, что сейчас пошли разговоры о том, что будут ограничивать число вернувшихся в Москву 500 в сутки и 200 в регионах, и создание в Москве коечного фонда объёмом в 20 тысяч мест, это всё делается для того, чтобы возвращаемых из-за границы сразу там размещать? Пойдут ли власти по более жёсткому пути, как это было в Ухане в самом начале эпидемии, или всё-таки продолжать надеяться на сознательное отношение к самоизоляции людей, тем более что готова система, которая позволит отслеживать каждого, где тот находится и чем занимается, и быть уверенным в том, что человек не покидает стены квартиры?

Владислав Жемчугов: Можно делать и так, и так. Не знаю, по какому по пути пойдут власти? Тем более что объявлено, что это вирус 2 группы опасности. А это означает, что есть определённые требования ко всем контактам. Как оказывается в реальности, этот вирус не такой уж страшный, как мог бы быть. У него низкая вирулентность, и он, к счастью, мало губит народа. Поэтому вроде можно было бы сейчас расслабиться. Но фактически то, что сейчас происходит, это репетиция более жёстких мер, которые могут быть, если вдруг вирус в результате мутации получит способность к большей вирулентности и больше будет убивать народу. В этом случае просто потребуются более жёсткие меры. А сейчас действительно всё рассчитано на сознательность. Фактически тестируются все государственные системы, которые должны быть готовы к таким чрезвычайным ситуациям. И первый опыт в Тюмени, когда вернувшихся россиян разместили в санатории, был замечательным. Самое главное, что там была автономная канализация. Потому что на самом деле считается, что коронавирус сможет укорениться в природе, если он туда будет попадать. Как впоследствии стало известно, он может выделяться с фекалиями. И если он в природе окажется, то могут сформироваться очаги коронавируса на долгие годы. И это станет новым сезонным природно-очаговым заболеванием как грипп, которое добавит перцу санэпидработе.

То есть, фактически вы говорите о том, что нужно заниматься ещё и дезактивацией местности, саночисткой канализаций городов, водопроводов и т.д.?

Владислав Жемчугов: Сейчас это сделать невозможно, но в принципе такие требования есть, чтобы не было каких-то очагов в природе. Коронавирус может в Испании или в Италии, где более комфортные условия, поселиться на каких-то живых организмах в природе, на каких-то животных. Вероятность этого очень большая.

Что касается возвращаемых в Россию людей, они все устали, измучены, потому что находиться без денег в чужой стране тягостно. Им нужно создать максимум комфорта, где они будут жить и отдыхать, как-то их время надо будет занять (обязательно Wi-Fi, телевизор, книги, музыка и т.п.). Организация их двухнедельного пребывания – это самый лёгкий вариант, чем отслеживать их контакты по всей России, пусть даже с применением современных технологий: с помощью GPS, технологии распознавания лиц и т.п. Конечно, для тренировки спецслужб это можно сделать, но в данном случае можно обойтись малыми усилиями, локализовав их там до того, как будут готовы помещения, куда карантинных станут помещать. Их потом, естественно, надо будет отделить от заражённых, кому уже поставлен положительный диагноз на коронавирус, они это переживут, и оттуда их надо будет забирать, потому что все равно, как я подозреваю, в этих госпиталях нет боксовой вентиляции, индивидуальных фильтров. Если у кого-то окажется анализ положительным, его нужно будет сразу переводить в такой госпиталь, как в Коммунарке, или в аналогичные.

Вы за поголовную проверку всех экспресс-тестами? Или за то, чтобы делать их выборочно, если только присутствуют признаки?

Владислав Жемчугов: Это, собственно, наше предложение. На одном из ток-шоу ещё в конце января мы озвучили предложение максимально расширить объём тестирования, потому что складывается ложное ощущение, что делается мало анализов. Количество выявленных – это не количество заболевших. Это количество тех, кому сделан анализ и поставлен диагноз. И его нужно обязательно соотносить с количеством выполненных анализов. Конечно, надо учитывать и тех, у кого он отрицательный. Потому что на самом деле те, у кого анализ отрицательный вначале, тоже не могут быть до конца выпущены. Сегодня анализ отрицательный, но его результат зависит от чувствительности метода, а завтра человек заболел, и анализ стал положительным. И когда было отрицательный анализ, у этого человека в организме уже присутствовал вирус, который заражал окружающих. Поэтому мы предложили максимально, по желанию и бесплатно делать людям анализы, потому что это в интересах государства. Потому что ещё есть бессимптомные носители коронавируса.

Более того, если человеку сделать анализ на антитела, то в мы увидим ретроспективе у тех, кто болел тяжёлыми пневмониями в предыдущем году, а таких пациентов было предостаточно, есть ли у них какой -то популяционный иммунитет. А если это будет ещё и коллективный иммунитет, то будет вообще супер, потому что экономисты смогут правильно рассчитать деньги и все сроки, о которых спрашивают каждые пять минут: а сколько надо нам ещё сидеть? Это важные цифры, которые нужно получить как можно быстрее, потому что обладание информацией сегодня – это выигрыш.

­Россия возобновляет программу возвращения сограждан из-за рубежа

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация