Авторские материалы «Медовый месяц выжившего»: почему россияне расслабились и вышли на улицы
Персоны
Россияне расслабились: люди всё реже остаются дома. Индекс самоизоляции падает. Психологи объясняют это явлением, известным как «медовый месяц выжившего». Те, кого болезнь обошла стороной, считают, что они уже вне опасности. А зря, предупреждают специалисты. Такое поведение способно привести к новому скачку эпидемии. Почему важно выждать? Разбиралась корреспондент «Вестей ФМ» Александра Писарева.
Еще недавно российские города спорили за лидерство в рейтинге самоизоляции. В пятницу у Казани было 4 балла из 5. Накануне – уже 3,2. В Москве – 2,9 – это на 0,7 меньше, чем неделей раньше. В Московской области больше всего нарушителей в Котельниках, Реутове, Видном и Ногинске.
В Петербурге с начала недели пришлось увеличить количество автобусов, троллейбусов и трамваев – общественный транспорт перестал справляться с потоком пассажиров (на первой "нерабочей неделе" их число уменьшили). И хотя, по автоматическим оценкам, петербуржцы начали вторую неделю самоизоляции прилежнее москвичей, людей на улицах стало заметно больше – над, как их называют, «толпами самоизолянтов», горожане иронизируют в соцсетях. Кого-то, вероятно, "выманивает" весеннее тепло – отправляются греться на пляжах Финского залива. Многие ходят в масках, но стягивают их вниз, чтобы съесть мороженое.
Тут сыграли свою роль психологические факторы. Об этом предупреждал главный внештатный психиатр Минздрава Зураб Кекелидзе.
КЕКЕЛИДЗЕ: Это те люди, которые на начальном этапе не заразились, а потому считают, что они и не заразятся, что их кто-то или что-то защищает. Это особенно часто бывает при чрезвычайных ситуациях, скажем, землетрясениях, когда человек остался чудом жив, и он заходит в дом, который стоит "на честном слове". И они туда заходят и считают, что с ними ничего не будет. И как раз они очень часто попадают в чрезвычайные ситуации повторно, и для них это заканчивается печально. Даже есть такой термин – «медовый месяц выжившего».
Некоторые граждане, как отмечают психологи, начинают торговаться сами с собой – например, согласны отказаться от шопинга, но не готовы перестать бегать на улице. Выпасть из привычной жизни на неделю – для многих уже стрессовая ситуация. Опасность начинает казаться иллюзией, добавляет врач-психиатр Александр Федорович.
ФЕДОРОВИЧ: Люди говорят: "Если мы не видим тому подтверждений, то мы уже начинаем в этом сомневаться". То есть мы в это "поиграли", в законопослушных граждан, мы проявили акт гражданского повиновения, продемонстрировали его, и теперь не совсем понятно, почему мы должны и дальше его соблюдать. И тогда они говорят: «Ну а что, тогда мы пойдем на улицу». Это не потому, что им на всё наплевать. Это потому, что они устали находиться внутри замкнутого пространства. Потому что там стрессогенность среды гораздо выше, чем вне замкнутого пространства.
Специалисты отмечают: важно не только мыть руки, но соблюдать "информационную гигиену". В Сети регулярно появляются фейки, в части из них уверяют: опасность преувеличена. Один из популярных мессенджеров даже ограничил пересылку чужих сообщений – чтобы бороться с дезинформацией о COVID-19.
Это не значит, что стоит ежедневно изучать только самые пугающие сводки. Просто источники информации необходимо тщательно отбирать. Озвученные сроки самоизоляции назначены не просто так – их оценивали специалисты. Поэтому массово выходить на улицы пока рано.
Москвичи, которые не обязаны ходить на работу и не нуждаются в экстренной медпомощи, могут покидать жилье только для того, чтобы сходить в магазин, выбросить мусор или выгулять собаку в 100 метрах от дома. Иначе за прогулку придётся заплатить штраф. В столице таких административных протоколов выписано уже больше полутора сотен.
Всё же 8 из 10 россиян всё же соблюдают предписанный режим самоизоляции – таковы результаты опроса ВЦИОМа. Чтобы легче переносить режим самоизоляции, психиатры советуют следовать распорядку дня, не злоупотреблять алкоголем, делать зарядку, высыпаться (а не проводить ночи за сериалами). Если желание покинуть дом непреодолимо – пользоваться одним из легальных поводов, а не отправляться в гости. Комментирует врач психотерапевт высшей категории Александр Федорович.
ФЕДОРОВИЧ: Если люди при этом используют совершенно официальные, разрешенные направления, такие как аптека, банк, салон мобильной связи, продуктовая лавка, то тогда в принципе один-два раза выйти из дома можно. И я уверен, что в большинстве своем люди именно так и делают. Собственно, это мы и видим, потому что и машин стало больше, и в магазинах людей ощутимо больше, чем неделю назад.
Труднее всего – подросткам, отмечают специалисты: им в силу возраста свойственно жить "сбиваться" в группы. На днях двое школьников сбежали из дома в Москве – устали от самоизоляции в двухкомнатной квартире с родителями и бабушкой. Психологи говорят: взрослым нужно проговаривать с детьми, зачем нужны ограничения, и объяснять, что они обязательно закончатся.
Ещё одна категория, которой нынешнее время даётся непросто, – тревожные люди. Им лучше продумать все сценарии развития событий, вплоть до плана действий при возможной болезни. Это поможет снизить степень волнения и даст определенность, которой многим сейчас не хватает.