Актуально Новые меры по поддержке граждан во время эпидемии коронавируса

9 апреля 2020, 12:13

Программу ведёт Елена Щедрунова.

По поводу семей с детьми более-менее понятно. Всё очень чётко. И главный тезис, что практически все, у кого есть дети до 7 лет, будут в течение ближайших трёх месяцев получать материальную поддержку от государства фактически автоматически.

Андрей Исаев: Да, это так. При этом президент, во-первых, расширил число таких получателей. Потому что не будут теперь учитывать доходы предшествующего года при расчёте прожиточного минимума семьи. Во-вторых, назначена новая форма поддержки в виде трёх тысяч рублей на одного ребёнка. Это достаточно серьёзная мера по поддержке семей с детьми.

Волнуют люди, которые остались без работы. Да, объявлено, что им повысят выплаты за эти три месяца по безработице, что зарегистрироваться можно будет легко онлайн и т.п. Кто всё-таки имеет право на то, чтобы зарегистрироваться безработным? И что человек должен представить, чтобы доказать, что он безработный?

Андрей Исаев: Мы рассчитываем, что в ближайшее время правительство внесёт в Госдуму предложения по изменению закона о занятости населения. Хочу напомнить, что верхняя планка, которая сейчас была повышена по инициативе президента до размера МРОТ – 12130 рублей (до этого она была 8 с небольшим тысяч рублей), будет распространяться на всех, кто обратится за пособием по безработице. До этого такое право получали только те, кто имел большой стаж. И, во-вторых, мы рассчитываем, что в законе о занятости населения будет существенно упрощена процедура получения этого пособия. Правительство должно внести в Госдуму законопроект, который, как предполагается, будет обсуждён на следующей неделе. Для этого мы специально соберём два пленарных заседания Госдумы.

Москва, которая столкнулась с этой проблемой, об этом говорил Сергей Семёнович Собянин, предлагает упростить саму процедуру для того, чтобы люди не шли в центры занятости, не стояли там в очереди, не приходили туда регулярно по требованию сотрудников службы занятости. Все эти вещи необходимо будет учесть в законопроекте о занятости населения, который на следующей неделе Госдума рассмотрит. Госдума ждёт предложений правительства, потому что именно ему президент поручил подготовить соответствующий законопроект, но сама она тоже будет активно участвовать в обсуждении этих законопроектов и постарается отстаивать линию на то, чтобы максимально сократить бюрократические процедуры.

Есть довольно большая категория людей, особенно в Москве, которые работали в "серой" зоне бизнеса. Это ни для кого не секрет. Эти люди сейчас остались без работы. При этом они до этого и оформлены нигде не были как официально работающие. А у них есть возможность сейчас зарегистрироваться как безработные? Кто подпадает по законодательству под категорию людей, ищущих работу, имеющих право подать заявление по поводу того, чтобы его признали безработным?

Андрей Исаев: Не только люди, которые только что потеряли работу, но и любой гражданин, который работы не имеет, не имеет постоянного источника дохода, вправе подать заявление о признании его безработным. Это, конечно, налагает определённые требования на этого человека. Скажем, если ему подберут работу, он должен будет на эту работу пойти, иначе он потеряет соответствующее пособие, если несколько раз отвергнет предложение службы занятости.

Что касается людей, занятых в "серой" зоне, они тоже могут зарегистрироваться как безработные. Но хочу обратить внимание, что мы многократно призывали людей отказываться от "серой" занятости. Социальная защищённость работника в "серой" занятости нулевая. Когда работодатель говорит: давай я не буду платить взносы в ПФР и Фонд соцстраха и что это позволит платить работнику более высокую заработную плату, работодатель очень сильно лукавит. Потому что это, в конце концов, ударит по работнику. Сейчас многие из таких людей не могут получить больничного листа, потому что они же не работают формально. Следовательно больничный лист оплачен им быть не может. У них не накапливаются пенсионные права за этот период. Поэтому должен быть легальный трудовой договор. Он – главная защита человека.

Вопрос в том, как государство может помочь этому человеку получить легальную работу. В Москве работают очень много людей из регионов, где трудно найти работу. В Москве они эту работу находят и находят именно потому, что у них не "белая" зарплата. Работодатели экономят и на их зарплатах, и на уплате социального налога и т.д., и они действительно сейчас попали в самую тяжёлую ситуацию. Потому что можно вроде зарегистрироваться, но нужно будет пройти собеседования на тех работах, который им будут предлагаться. Но вроде сейчас предложено, что в течение трёх месяцев не нужно будет проходить подобные собеседования?

Андрей Исаев: Не нужно проходить подобные собеседования, можно обращаться для признания безработным. Единственное – если это люди, которые приехали с других территорий, здесь будет иметь значение, где они зарегистрированы и проживают. Если кто-то зарегистрирован и проживает в Рязани и никаким образом не значится, что он в Москве работал, то зарегистрироваться в качестве безработного в Москве будет невозможно. А вот в Рязани да. В Москве нет, потому что человек в столице легально не находился.

Кстати, работодатели, которые тоже использовали "серые" схемы, тоже во многом сейчас в результате собственной жадности пострадают. Например, у них работники могли бы уйти на больничный лист, а сейчас в Москве больничный лист дают всем, кто имеет хронические заболевания, всем работникам старше 65 лет, всем, кому предписан режим самоизоляции. Им всем дают больничные листы. А что такое больничный лист? Это значит, что зарплату должен будет платить не работодатель из своего кармана, а Фонд социального страхования, оплачивая работнику больничный лист. И те, кто не имел официального статуса, они, конечно, не могут на это претендовать сегодня.

Довольно много работодателей, у которых люди работают официально, в "белую", но после объявления оплачиваемых нерабочих дней они заставили очень многих своих сотрудников написать заявления, что те уходят в неоплачиваемый отпуск. То есть, люди не работают, находятся в добровольно-принудительном отпуске, и работодатель ничего им платить не должен. Что в такой ситуации делать работникам?

Андрей Исаев: Во-первых, эти действия работодателей не законны, потому что в указе президента достаточно чётко сказано, что этот вынужденный простой, вынужденный отпуск, вынужденная неработа оплачивается обычной зарплатой за счёт работодателей. Конечно, работодателям сейчас трудно. И государство ищет различные формы помощи. Для них с 1 апреля взносы в социальные фонды снижены с 30 до 15 процентов. То есть, с 1 апреля и до конца года это не планировавшаяся работодателем экономия выплат в социальные фонды, равная 135 процентам фонда оплаты труда. Это возможность для того, чтобы заплатить заработную плату работникам за пару недель? Это, безусловно, возможность. Поэтому все попытки надавить на работника, отправить его в неоплачиваемый отпуск – абсолютно не законны. Попытки сократить рабочее время в одностороннем порядке тоже не законны. Да, работодатель может сесть за стол переговоров со своими работниками, представленными профсоюзом, и сказать, что для того, чтобы рабочие места для всех сохранилась, нужно пойти на соглашение. Предположим, введём сокращённую рабочую неделю на полгода для того, чтобы сохранить рабочие места и сохранить зарплату. Если договорились, с одной стороны – профсоюзная организация, с другой стороны – работодатель, это будет законно. Если это односторонние действия, если это односторонние приказы со стороны работодателя, это абсолютно не законно.

В данном случае есть очень важный момент. Не надо ничего подписывать, что от вас требуют подписать. Потому что часто приходилось сталкиваться с ситуацией, когда приходит человек на приём и говорит, что его уволили против его желания. А по какой статье уволили? Он и рассказывает, что написал заявление с просьбой уволить его по собственному желанию. Зачем? Если вы сами написали, что просите вас уволить по собственному желанию, юридически вас защитить никак невозможно. Вы попросили об увольнении сами. Если вы сами написали заявление, что просите отправить вас в неоплачиваемый отпуск, юридически защитить вас тоже невозможно. Вы сами об том попросили работодателя. Поэтому не всё, что от вас требуют, нужно тут же подписывать. Лучшим защитником интересов работников в данном случае является профсоюзная организация, которая имеет все права и возможности настоять на том, чтобы работодатель строго соблюдал в данном случае Трудовой кодекс, указ президента либо указы губернаторов и мэров в зависимости от того, как это отрегулировано в субъекте федерации. Сейчас в этом отношении даны достаточно большие права регионам.

Если у кого-то нет профсоюзной организации, о чём можно только сожалеть, у вас есть возможность обратиться в такой орган, как Рострудинспекция. Вы можете написать о том, что ваши трудовые права ущемлены. В этом случае Рострудинспекция проведёт внеплановую проверку данного предприятия, и по закону Рострудинспекция не имеет права раскрывать имя того, кто обратился к ним и кто пожаловался. Понятно почему.

­Новые меры по поддержке граждан во время эпидемии коронавируса

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация