Хорошее начало Сакулумистика, или "Сказки на фантиках": в музее Иркутска проходит выставка конфетной обёртки
Знаете ли вы такой термин "сакулумистика" – этим словом называют коллекционирование фантиков, обёрток от конфет, шоколадок и прочих сладостей. Для эстетов сообщим, что по латыни "sacculum" значит "мешок".
Какие только иллюстрации не несли они на себе: изображения фабрик «конфетных королей», портреты царей – это до Революции... Позже по ним изучали азбуку, зоологию, фантики помогали вводить метрическую систему (когда с фунтов, аршинов, вёрст и саженей переходили на килограммы и километры)… Дети же играли ими в азартные игры или просто собирали.
В Музее городского быта Иркутска проходит выставка конфетной обёртки. Некоторым экспонатам 150 лет, некоторым – 100! И картинки на них отражают время и важные события истории страны, известных людей...
Оказывается, обёртку для конфет в конце XIX века создал знаменитый изобретатель Томас Эдисон – ту самую «парафинированную бумагу». Его идея понравилась кондитерам. И обёртку начали делать яркой, привлекательной. А со временем наш советский фантик стал лучшим в мире и пользовался успехом за границей.
Изначально на обёртках рекламировалась фабрика, производившая конфеты: обычно это была виньетка с видом здания и названием конфеты. Виньетку украшали цветы, фрукты, листья, и указывался производитель. Потом появились конфеты с символами власти, например конфета «Царская». Тогда практически все производители хотели показать на своих упаковках символы государственности, чтобы подчеркнуть принадлежность к высшей власти, придать солидность товару.
С приходом cоветской власти исчезли конфеты с названием «Царская», которые выпускали практически все фабрики, однако появилась такая же карамель «Ильич» – она пользовалась особой популярностью.
Напомним, что после Революции конфетные фабрики несколько лет были в запустении. Когда пришло время вернуться к производству, оборудование было разбито. Пришлось начинать практически с нуля, обёрточная бумага для конфет была в это время серой, изображения бледными. Первые символы советской власти на конфетах были показаны в стилистике, которая напоминает царскую, поскольку работали художники ещё старой эпохи. Однако позже появились более чёткие рубленые контуры, элементы конструктивизма: обёртка походила на агитационный плакат. Владимир Маяковский и Александр Родченко создали обёртки «новой эры».
После 1935 года в наркомат пищевой промышленности возглавил Анастас Микоян. С его приходом фантики стали более красочными и не уже напоминают политический плакат. Были и своего рода "заимствования": например, на обёртке конфеты «Октябрёнок» был изображен пионер с такими же чертами, как у открыточных ангелочков царского времени... Микоян говорил о том, что конфеты делают прежде всего для детей. Тогда же появляются знаменитые конфеты, как «Мишка на Севере» (1939 год), «Красная Шапочка» (1940 год).
В Великую Отечественную конфеты были аполитичными. Появились «Клубника со сливками», «Слива», а после войны свет увидела конфета «Победа». В 1952-м году на прилавках магазинов покупатели увидели привычные советским людям «Каракум», «Взлётная», «Цирк», а уже в 60-х – конфеты, посвящённые космическим победам.
Посетители выставки говорят о том, что, придя на выставку, испытывают ностальгию. Они вспоминают уже подзабытый аромат лакомств и заверяют, что раньше конфеты были намного вкуснее. Например, «Белочка» или «Мишка на Севере» были совершенно иные на вкус...
"Шире открой на Запад глаза, с Запада может прийти гроза!"
Надежда Кузнецова, Иркутск
О выставке и истории обёрток можно узнать на сайте иркутской газеты ВСП.ru.