Актуально Список пострадавших отраслей российской экономики вновь расширен
Персоны
Программу ведёт Елена Щедрунова.
Зачем этот список каждую неделю расширять? Может быть, объявить все отрасли российской экономики, пострадавшими от пандемии, на этом успокоиться и решать как помогать каждой отрасли?
Василий Колташов: Так, конечно, можно поступить, потому что не все магазины в розничной торговле остались в плюсе. Но всё-таки, честно надо сказать, в России есть отрасли, которые нормально себя чувствуют, и есть большое количество предприятий, которые даже находятся в некотором выигрыше. Это касается доставки продуктов питания, розничной торговли продовольственными товарами. И здесь очень важно обратить внимание на положение супермаркетов, которые явно собрали на себя весь тот спрос, который раньше доставался кафе и другим подобным заведениям. Супермаркеты оказались в плюсе, у них наблюдается значительный рост продаж. А в начале апреля рост продаж был ещё больше, особенно фантастическим выглядит взлёт по консервам – чуть ли не в 30 с лишним раз. За небольшое время они сделали 3-4 месячных нормы продаж. У продуктового ритейла был прямо бум продаж. И считать их пострадавшими? Да, конечно, некоторые их магазины где-нибудь на окраинах и обочинах пострадали. Но это всё частные моменты. А вообще продуктовый ритейл находится в довольно серьёзном плюсе.
Кроме того, большое количество компаний работают сейчас через доставку товаров. Не сказал бы, что все они коллапсировали, что всё у них ужасно и страшно. Нет, некоторые сейчас даже расширяют сферу своей активности, нанимают людей, которые занимаются доставкой, создают в этой области рабочие места. Поэтому, если говорить об этом сегменте, то тут, наверное, не надо им находиться в списке предприятий и отраслей, которые нуждаются в государственной поддержке. Они в этой поддержке сейчас не нуждаются. Они на себя сконцентрировали спрос, который ушёл из других сфер, и люди тратят деньги там.
Почему СМИ особенно возбудились? Потому что у нас фэшн-индустрия попала в список отраслей, которым нужна господдержка, и т.д. Хотя при ближайшем рассмотрении оказалось, что речь идёт, в том числе, о компаниях, которые продают одежду, обувь, аксессуары и т.п. Понятно, что многим сейчас не до покупки этих товаров, хотя некоторым очень хотелось бы, но не понятно, как это сделать. Хотя крупные компанию решают эту проблему, доставляя на дом товары с примеркой и т.п. Просто когда компания или какая-то отрасль попадает в список пострадавших, кому будут положены меры господдержки, представители этой отрасли начинают радоваться, потому что теперь можно вести по-другому переговоры с арендодателями. Такое ощущение, что всё упирается в конкретную историю конкретных компаний или людей, которые в эти трудные времена никак не хотят учесть, что происходит с их клиентами, и просто пытаются выжать из них последние соки. Кажется, про это, скорее, история.
Василий Колташов: Да, во многом это так. Всё-таки надо учитывать, что клиенты пострадали, хотя, когда карантин снимут, отложенный спрос будет, но он не будет таким большим, и клиенты будут вести себя совершенно по-другому на рынке – более рационально, более осторожно, более по-протестантски, где-то откладывая деньги, стараясь иметь резервы, потому что многие поняли, что времена поменялись, и надо иметь резервы.
Ну а компании просто рассчитывают получить помощь. И здесь главная проблема в том, что, если просто государство начнёт сейчас всем оказывать материальную помощь в том или ином виде и это превратиться в политику на многие месяцы, я боюсь, что это не вытянет экономику. Есть красивая экономическая легенда, на 70 процентов которая правда. Когда в США была Великая депрессия в 1929 году, президент США Герберт Гувер, сам предприниматель и очень богатый человек, собрал собственников и топ-менеджеров крупного бизнеса и сказал им: "Просто скажите, сколько нужно денег, чтобы государство выделило". Чтобы загладить ситуацию, чтобы были сохранены рабочие места, и всё было у них нормально. Фэшн-индустрия, не фэшн, тяжёлая промышленность, банки, всем. И они попросили денег, а потом понадобилось ещё денег и ещё денег. Таких совещаний было много, а экономика буксовала и буксовала. И на самом деле всё закончилось Великой депрессией в США.
В нашем случае очень важно не повторить этот плохой опыт, а важно сейчас на определённом этапе, когда государство окажет помощь этим предприятиям, дальше эти предприятия нужно встраивать в определённые новые цепочки – производственные, торговые, цепочки отраслевого подчинения, даже компании объединять, чтобы упростить управление процессом. И сделать так, чтобы это всё заработало. То есть, перезапустить. Вливать деньги так, чтобы деньги шли не просто в виде поддержки, а чтобы могли все работать. Не деньги получать, а работать. И чтобы были реальные продажи.
И здесь есть одна тонкость. Всех задела фэшн-индустрия (продавцы модной одежды). А какое количество там российского материала? А пошито ли всё в РФ? А при пошиве использованы материалы, включая последнюю пуговицу, российского производства или нет? И выясняется, что нет. Поэтому здесь должны быть такого рода протекционистские требования. Если это материалы из Китая, то. соответственно, это всё должно идти через определённые взаимные квоты. Россия даёт зелёный свет китайским товарам, Китай в свою очередь даёт свет российским товарам. Соглашения об этом есть, но они и в кризисных условиях должны работать. Но в принципе стратегия должна быть такой: если кому-то оказывается помощь, кого-то начинают тянуть и перезапускать, то чтобы шёл перезапуск и всей сферы. Если продавцы одежды продают одежду, значит, значительная часть этой одежды должна шиться в России, отечественные материалы должны использоваться, и в стране должны быть рабочие места. А через рабочие места будут уже покупатели для этой продукции. Вот таким образом нужно всё перезапускать. Нужно осознать, что коллапсировали все глобальные и торговые цепочки, где-то даже технологические. И, по сути, эта ситуация не закончится быстро. Некоторые думают, что карантин отменят и всё будет нормально, вернётся как было. Но нет, не вернётся. В мировой экономике, особенно на Западе, коллапс, по сравнению с которым наши проблемы выглядят не очень страшно. В России я не видел прогнозов 40-процентного падения российской экономики. А в США они есть.
Список пострадавших отраслей российской экономики вновь расширен