Актуально Эпидемия как повод для модернизации системы здравоохранения

20 апреля 2020, 12:20

Программу ведёт Елена Щедрунова.

Министр здравоохранения России Михаил Мурашко сказал, что делается всё возможное, чтобы прекратить распространение эпидемии коронавируса в стране. Система работает вроде бы хорошо. Но при этом при всём возникает вопрос, что, видимо, систему придётся как-то модернизировать.

СМИ в заголовках написали, что пандемия приведёт к модернизации российского здравоохранения. Выступая на видеоконференции министров здравоохранения стран "большой двадцатки", М. Мурашко сказал, что, видимо, придётся задуматься о том, что теперь надо затачивать всю систему здравоохранения страны на противодействие подобным вызовам в виде эпидемий.

Вы согласны, что теперь всё нужно будет под эпидемические ситуации затачивать? Или имеет смысл как-то модернизировать отечественную систему здравоохранения?

Андрей Дёмин: Хотелось бы обратить внимание на контекст, в котором эти слова прозвучали. Действительно, сейчас формируется набор предложений от разных стран, ведь неспроста собрались главы ведомств стран "большой двадцатки", отвечающих за здравоохранение. По сути, явление, которое мы сейчас переживаем, – это пандемия, охватывающая практически всю планету. Поэтому здесь надо говорить не только о том, что будут делать отдельные страны. Потому что есть попытка фрагментировать всю картину, что вроде бы каждый может спастись в одиночку. Но даже самые богатые страны на сегодняшний день тоже это всё переживают очень ярко, развитые страны с хорошими системами здравоохранения. Поэтому, наверное, речь пойдёт не только о том, что надо предпринимать что-то на уровне национальном, но и на региональном. А самое главное – глобально предусматривать механизмы , которые позволяли бы проводить профилактику, предупреждение и решение подобных проблем.

Конечно, надо распрощаться с иллюзиями о том, что инфекционные заболевания – уже пройденный этап в истории жизни человечества, что это удел только бедных стран, что это удел истории. Уже больше 20 лет всех нас крупнейшие мировые специалисты предупреждали о том, что XXI век может стать веком возвращения старых инфекций и появления новых. Собственно говоря, это уже было. Это же не первая коронавирусная инфекция. Была атипичная пневмония, ближневосточный респираторный синдром, вспышка Эболы. То есть, звоночки уже звучали.

Что касается попытки фрагментировать, чтобы каждая страна по одиночке решала бы данный вопрос, я думаю, что это непродуктивный путь. Нам нужно нарабатывать согласованные действия различных стран. У нас только один общепризнанный механизм на данный момент имеется. Это специализированное агентство ООН – Всемирная организация здравоохранения. Надо сказать, что её деятельность крайне ограничена. И в первую очередь основной проблемой как ни странно является государственный суверенитет. То есть, каждая страна говорит, что она что хочет, то и делает. А чего она не хочет, то и делать не будет. У ВОЗ, хотя она обладает колоссальным экспертным потенциалом и все её предложения научно обоснованы, существует возможность их реализации, а тем более контроля, как это исполняется, а в случае необходимости можно и санкции применить. В конечном счёте, надо говорить, что эта организация или подобные ей должны приобрести некие полицейские, силовые полномочия. И это касается не только изменения роли здравоохранения внутри стран.

На сегодняшний день для меня совершенно очевидно, что героические российские медики, которых мы любим, уважаем и всячески хотим, чтобы они свои функции выполняли должным образом, сегодня должны быть приравнены и по статусу, и по зарплате, и по всему остальному к "силовикам". Потому что их значимость совершенно очевидна не только в социальных вопросах, но в вопросах государственной, национальной безопасности. Ну и, соответственно, им надо и статус присвоить, и у них должно быть соответствующее обеспечение. Потому что, если у нас что-то случается, мы сразу начинаем звонить 01, 02, 03 и т.д. И вот медики на переднем крае, но с точки зрения социальной защиты, с точки зрения полномочий, статуса, они у нас очень сильно отстают, и здесь возникает серьёзное несоответствие. Я говорю про всех медиков, потому что у нас такая ситуация произошла. Сегодня все медики участвуют в решении этих вопросов. Принято специальное решение, согласно которому все медики и все люди, которые когда-либо получали медицинское образование, будут иметь полномочия и будут привлекаться к работе с этой инфекцией. Очень активно происходит перепрофилирование стационаров. Надо сказать, что медики ещё и сами попадают в группу повышенного риска, как показывает опыт таких стран, как Италия, США и т.д. Думаю, что после всего этого отношение к медикам изменится.

Ну и, конечно, ресурсное обеспечение. Потому что все мы видели чёрную полосу в медицине после 1990 года, когда у нас шло и сокращение коечного фонда, и сокращение по медицинским специальностям. В том числе это коснулось и инфекции существенным образом. Конечно, речь идёт и в целом о финансировании здравоохранения, и о развитии медицинской помощи, и о каком-то резерве тоже надо говорить, которые должен быть создан. И, по сути, о каких-то мобилизационных планах. Можно вспомнить пожары 2010 года в Москве. Помнится, очень было горячее обсуждение по поводу пожаров, всех это задело. Люди тоже удивлялись, как же так. Нет никаких планов, непонятно, что делать, некоторые начальники куда-то поразъехались, и страна оказалась в странном положении. Вроде бы прогресс, XXI век, в то же время некоторые хватались, что называется, за воздух.

Мы и мир входим в ситуацию, когда у нас не просто медицина, а "медицина катастроф"...

Андрей Дёмин: Я бы здесь не согласился с определением "медицина катастроф", потому что мне вообще не нравится термин "медицина катастроф". Потому что имеется в виду, что катастрофа уже произошла. А должно иметься в виду то, что у нас называется санэпидслужбой. На сегодняшний день у нас распространён термин "общественное здоровье". Поэтому значимость этих мер чрезвычайно высока. Это не про то, что вас индивидуально полечили, а это речь идёт о безопасности и защите здоровья населения. Конечно, здесь сейчас должно быть больше профилактики. Всем известно, что и статус врачей инфекционистов был не особенно высоким. Считалось, что они лечат каких-то несчастных где-то там. Кому-то не повезло, не туда съездил, клещ укусил. И вот оказывается, что в XXI веке никто из специалистов не говорит, что это единичное и последнее такое явление. Поэтому вся система должна быть перестроена.

Сейчас многие вспоминают советскую противочумную систему, потому что Советский Союз явил всему миру настоящее чудо, когда у нас были побеждены особо опасные инфекции. Ни одной стране за такой короткий исторический период не удавалось добиться таких результатов. Поэтому мы можем ещё и свой исторический опыт использовать.

­Эпидемия как повод для модернизации системы здравоохранения

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация