Картинка

Вечерняя смена В России запретили продажу алкоголя в жилых домах

20 апреля 2020, 20:30

Программу ведут Алла Волохина и Вячеслав Коновалов.

В России запретили продажу алкогольной продукции в объектах общепита площадью менее 20 кв. метров, расположенных в многоквартирных домах и на прилегающих территориях. Мера эта была принята в интересах жителей многоэтажек, которые жалуются на нарушения общественного порядка. По словам авторов закона, население в регионах плохо относится к размещению кафе и баров, торгующих алкоголем, в жилых зонах.

Почему сейчас, в такое непростое время, наши законодатели обеспокоились тем, что надо прекратить продавать алкоголь в жилых многоквартирных домах?

Александр Хинштейн: Работа над законопроектом началась ещё до всех событий с коронавирусом. И в первом чтении данный закон был принят ещё осенью 2019 года. Шёл он непросто, потому что сопротивление было мощным. Мы понимаем, что есть большое число лоббистов от тех, кто не заинтересован в прекращении продаж алкоголя в жилых домах. Потому что алкоголь – очень ликвидный рынок.

Но почему мы настаивали на необходимости принятия закона именно сейчас, тоже объясню. Дело в том, что весь общепит на сегодняшний день, как и вся сфера сервиса, не работают. Не работают и так называемые "наливайки". И нам важно было принять этот закон с тем, чтобы они и не открылись после завершения периода самоизоляции и карантина. С тем, чтобы жители опять не столкнулись с этой бедой. А с другой стороны, чтобы предприниматели заранее понимали все свои риски и либо перепрофилировали свой бизнес, либо отказались от торговли алкоголем.

Комментарии по поводу этого закона разные. Одни пишут, что хорошо, что его приняли, потому что надоел пьяный сброд под окнами. А другие жалуются, что задушили малый бизнес. Речь идёт только о торговле алкоголем? Или вводятся ограничения для любых кафе, бистро и т.д.

Александр Хинштейн: Речь идёт только о тех предприятиях общепита, которые торгуют крепким алкоголем (для чего нужна лицензия) или пивом. Если кто-то не продаёт алкоголь, на него ограничения этого закона не действуют.

Что касается разных оценок, все, кто выступают с критикой этой инициативы, говорят о малом бизнесе, предпочитают критиковать эту ситуацию со стороны. Ни у кого из таких критиков, я уверен, в подъезде на первом этаже не находится "наливайка", где собираются асоциальные элементы.

Что такое "наливайка"? Это псевдообщепит. Это кафе, ресторан, бар, которые открылись не для того, чтобы накормить, а для того, чтобы напоить людей. Это злачное заведение, где из всего ассортимента представлена водка, причём, как правило, невысокого качества, а из еды – конфеты, орешки, в лучшем случае – шоколад. Публика там собирается соответствующая, и возмущение людей, жителей вызывает то, что такого рода "наливайки" являются сосредоточием асоциальных элементов и источником постоянного шума.

Штука в том, что у нас сегодня в торговых сетях запрещена продажа алкоголя в вечернее и ночное время. Так называемый "тихий час" начинается с 23.00 по всей стране, но у регионов есть право эту цифру двигать. И недобросовестные предприниматели нашли лазейку. Человек, желающий ночью выпить, не может купить "зелье" или "живительную влагу" в магазине, и тогда он идёт в "наливайку", где ему алкоголь с радостью продают. Речь, повторюсь, идёт только о тех предприятиях общепита, которые расположены на первых этажах многоквартирных домов или на прилегающих территориях. Об отдельно стоящих зданиях речи не идёт.

Ну и что мы этим законом прописали. Во-первых, минимальный стандарт по площади. Теперь площадь зала обслуживания такого заведения не может быть меньше 20 кв. метров. Во-вторых, регионам даны полномочия регулировать этот вид деятельности, то, чего они ранее были лишены, к сожалению. Регионы могут увеличить эту минимальную площадь на величину, как они посчитают нужным, через областной закон или вообще запретить деятельность подобного рода заведений.

В первоначальной версии законопроекта содержалось предложение выносить решение о запрете "наливайки" жильцами дома, принятое на общем собрании. Но потом депутаты от этой идеи отказались. Почему?

Александр Хинштейн: На практике эта идея не реализуема. Собрать 100 процентов собственников многоквартирного дома невозможно физически. Это знает любой, кто хотя бы раз с этим сталкивался.

Кроме того, даже если вы соберёте такое общее собрание и люди на нём проголосуют, оно может быть, но будет, скорее всего, оспорено, потому что собственники "наливаек", конечно же, будут драться за свои деньги. И дальше с момента принятия решения до момента, когда оно вступит в силу, будет проходить примерно год. Зачем такая практика? Поэтому мы посчитали нужным убрать этот фильтр, как неработающий, и отнести это на откуп законодательных собраний субъектов, которые теперь законно будут такие решения принимать. Мы исходим из того, что региональные власти и депутаты не безумны. Во-первых, это налоговая составляющая, а она важна. И любой регион будет десять раз думать прежде, чем запрещать. Во-вторых, депутатов выбирают люди. И принимать непопулярные решения депутаты точно не будут, если их к этому ничто не подталкивает.

Этот закон очень своевременен, потому что в условиях изоляции увеличилось количество случаев домашнего насилия, поэтому ограничение торговли алкоголем в жилых домах особенно актуально. А вы как считаете?

Александр Хинштейн: Я считаю, что да. Хотя сегодня эти "наливайки" и так не должны работать, ибо закрылась вся система общественного питания. Если где-то они продолжают функционировать, это нарушение, нужно в жёсткой форме их наказывать и пресекать их работу.

Ещё одна важная вещь. Наш закон не является порождением сухого закона, и задача его не в том, чтобы снизить потребление алкоголя, хотя это важная государственная задача. Наша задача – оградить жильцов, потому что огромное количество жалоб со всей страны мы получаем. Эти заведения везде создают людям огромные проблемы и дикую головную боль.

­В России запретили продажу алкоголя в жилых домах

Вечерняя смена. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "День кинопремьер"
  • "Переспите с этим"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация