Актуально Увеличение пенсий и зарплат бюджетников как мера поддержки экономики
Персоны
Программу ведёт Елена Щедрунова.
Агентство стратегических инициатив предлагает увеличить пенсии и зарплаты бюджетников на 5-10 процентов для того, чтобы повысить спрос на продукцию промышленности и услуги в условиях коронавирусной инфекции. С одной стороны, мы всегда за повышение пенсий и зарплат, можно и не на 5-10 процентов, а побольше, но вопрос – поможет ли это экономике в нынешних условиях?
Как вам эта инициатива?
Алексей Зубец: Только "за" и побольше. На самом деле 10 процентов – это маловато, надо повысить раза в два, если по-хорошему.
Что касается, поможет эта мера или не поможет, поможет. Есть опыт разных стран, тех же США, где каждой семье в рамках борьбы с коронавирусом правительство направляет чек: взрослым – на 1000 с чем-то, детям – на 500 долларов. Это сделано для того, чтобы поддержать потребительский спрос и не дать упасть экономике, связанной с потреблением товаров и услуг. В Америке это работает, думаю, что это сработает и у нас. Масса стран до нас принимали подобные антикризисные меры борьбы, и это всегда работало. Надеюсь, что это могло бы помочь нашей стране перенести эту эпидемию с меньшими экономическими потерями.
Но у нас же сфера услуг практически не работает, кроме доставки еды, продуктов и иных товаров. В общем, работает курьерская служба. Это тоже услуги, но не более того. Круг услуг ограничен. Даже если вы добавите людям денег, вопрос, на что они их потратят? Они больше их потратят на продукты питания, наверное. Кроме того, у многих сейчас дома просто склад из продуктов питания, консервов и т.п. А экономика – это же не только продукты питания.
Алексей Зубец: Это не только продукты. У нас действительно не работает сфера услуг. Сложно сходить в парикмахерскую, люди ходят заросшими из-за этого, но доставка товаров через онлайн-сервисы и курьерские службы доставки существует, и кому чего надо, люди могут потратить на это эти деньги. Кроме того, люди могут отнести их в банки для того, чтобы пополнить собственные депозитные счета, а для банков это будет очень серьёзной поддержкой в части пополнения депозитной массы, пополнения активов для того, чтобы более стабильно чувствовать себя в кризис. Ну, не потратят сегодня, потратят завтра, когда будут сняты ограничения на какую-то торговлю в магазинах. То есть, по факту это была бы интересная мера при всех обстоятельствах. Даже при неработающих оффлайновых сервисах и при закрытых магазинах. В любом случае это надо сделать.
Но, к сожалению, мы получили негативную реакцию Совета Федерации, потому что возникает вопрос, как государство будет выполнять эти принятые на себя дополнительные обязательства. В общем, вызывает сомнения способность бюджета переварить дополнительную нагрузку и выплатить эти деньги. Но, с другой стороны, экономику надо развивать. Для этого надо поднимать производство, и бюджет будет наполняться, и тогда денег хватит на всех при всех обстоятельствах.
Если бы эту меру предложили в момент выхода из эпидемии, было бы понятно, потому что всё заработало, начался бы спрос, в том числе на промышленные товары, о чём радеет АСИ, но сейчас? Вы сказали, что люди понесут деньги в банки. Кстати, опыт США говорит о том, что люди, получая эти чеки, тоже закрывают свои кредитные долги, несут деньги в банки. Но у нас люди понесут деньги в банки, а банки вроде как должны их давать тем, кто сейчас сидит без работы, чтобы выплатить зарплаты. Получается какой-то замкнутый круг. Происходит простое перетекание денег, но по факту ничего не производится, кроме выплаты заработной платы.
Алексей Зубец: В данном случае правительство не может указывать. Почему речь идёт о бюджетниках? Бюджетники – это люди, в данных условиях наиболее защищённые. У тех, кто сидит на бюджете, и у предприятий оборонной промышленности, которые тоже являются в определённой степени бюджетниками, у них как раз всё замечательно, бюджет перед ними все обязательства как раз выполнял и выполняет. Зарплаты у бюджетников не задерживают. И это редкий случай, когда хорошо быть бюджетником, а не в бизнесе работать. Но в данном случае ни АСИ, ни правительство не могут заставить бизнес увеличивать зарплаты. Поэтому идёт речь именно о бюджетниках. Не потому, что бюджетникам надо помогать в первую очередь, а потому, что это проще всего сделать.
Конечно, основные проблемы не в бюджетной сфере. Они в сфере частного бизнеса, особенно в сфере услуг. В перечне отраслей в списке наиболее пострадавших у нас гостиницы, рестораны и т.д., которые пострадали в первую очередь.
Есть большая проблема с безработными, которым тоже надо помогать. Потому что, когда люди обращаются за пособием по безработице, у них просят справку о том, что их уволили. А если вас уволили не вчера и вы стали безработным три месяца назад, и у вас нет свежей справки об увольнении или вы из неформального сектора экономики, то пособие вам не положено. И это большая проблема для огромного количества людей. В эту сторону тоже надо смотреть.
Есть та же самая проблема мигрантов, о которой тоже говорило АСИ. В последнее время люди оказались запертыми в России, и они сидят без денег не потому, что они ленивые, а потому, что им просто деваться некуда. Они не могут уехать в свою страну и т.д.
То есть, есть масса проблем. Действительно, есть более пострадавшие сектора, чем бюджетники, но к бюджетникам обращаются, потому что это самый простой способ решения проблемы.
Увеличение пенсий и зарплат бюджетников как мера поддержки экономики