Авторские материалы «Мерзавчик», «шкалик» и «стопарь»: мелкой таре говорим «прощай»?

23 апреля 2020, 14:56

Персоны

Крепкий алкоголь в малой таре может исчезнуть с прилавков российских магазинов. Это связано с новым стандартом разлива, который должен вступить в силу 1 июля нынешнего года. В народе мелкие бутылки водки и коньяка называют «мерзавчиками», «чекушками» и «стопариками». Как они появились в отечественной торговле? В истории вопроса разбирался корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.

Первыми были рыбаки. Пойманную рыбу они глушили маленькой колотушкой под названием «чекуша». У этого слова – турецкие корни. И означает оно «молоток». После хорошего улова неизбежно шел его "обмыв". Как-то незаметно эти понятия маленькой дубинки и маленькой же бутылки слились – тем более внешне они похожи. По объему чекушка – 50-я часть царского казенного ведра. Это примерно 12 литров 300 граммов. Сотую его часть прозвали чаркой, или соткой, он же – «мерзавчик». 200-я часть ведра называлась «шкаликом».

В магазинах водку продавали в бутылках и чекушках. А мелкие меры были необходимы для кабаков, где разливали спиртное. В советское время чекушки популярность не потеряли, даже наоборот – упрочили. Вот, к примеру, что взял с собой в путешествие герой поэмы Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки». Говорит сам автор.

ЕРОФЕЕВ: Во-первых, две бутылки кубанской по два шестьдесят две каждая, итого – пять двадцать четыре. Дальше: две четвертинки российской, по рупь шестьдесят четыре, итого – пять двадцать четыре плюс три двадцать восемь. Восемь рублей пятьдесят две копейки. И еще какое-то красное. Сейчас вспомню. Да – розовое крепкое за рупь тридцать семь.

Расцвет торговли алкоголем в мелкой таре приходится на 90-е. Помимо четвертинок, в магазинах стали активно продавать «шкалики» и «мерзавчики». Особенно импортные. На большую бутылку денег не хватало, но приобщиться к «высокой питейной культуре» можно было посредством 50 граммов какого-нибудь «Наполеона», правда, часто «палёного». Примерно тогда же начались исследования алкогольного рынка и попытки оценить влияние мелкой тары на алкоголизацию населения. Плюсы «стопки» эксперты видят в том, что страждущий выпьет только ее. Ему будет достаточно, и он пойдет дальше по своим делам. Почти не пьяный. А если бы купил целую бутылку, то силы воли остановиться на 100 граммах хватило бы далеко не всем. Обязательно бы выпил поллитровку полностью. С огромным вредом для себя и окружающих.

Но есть и противоположное мнение. Если бы не было мелкой посуды, то человек бы вообще не стал покупать алкоголь. А так за одной соткой наверняка пойдут другая и третья, констатирует глава федерального общественного проекта «Трезвая Россия», член ОП Султан Хамзаев.

ХАМЗАЕВ: Основной контингент, использующий вот эту маленькую тару, это алкоголики, которым уже всё равно, и их просто нужно лечить. Или люди, которые, соответственно, хотят «перебиться». И для них это – не самый важный процесс. И здесь, конечно, мы в первую очередь должны на ограничениях такой тары акцентировать внимание, что этот эффект сработает для так называемого пограничного потребителя. То есть для которого потребление алкоголя – не самая важная процедура, но при этом он считает, что если он возьмет маленькую тару, то как бы и не проблема.

Между тем заграницей формат микротары для алкоголя весьма популярен. Продают целые наборы с маленькими дозами разных сортов. Чтобы, например, продегустировать местную винную карту и остаться на твердых ногах. Ничего печального с населением этих стран вроде бы не происходит. Но там розничные «мерзавчики» все же не так популярны, как у нас. Они прежде всего – для туристов. А алкоголь люди потребляют в заведениях, поясняет Султан Хамзаев.

ХАМЗАЕВ: Мировая практика – она немножко другая. Она отличается от наших российских реалий. Здесь просто нужно учитывать факт такой, скажем, вовлеченности в потребление этих чекушек. В мировой практике нет в таком объеме и обороте, чтобы говорить, что это – какая-то социальная проблема. Есть такое понятие, как «шоты», «дринки» они называются. В европейской культуре они имеют немного другой характер. И в принципе люди, которые выступают за здоровый образ жизни, тоже выступали против того, чтобы определение «дринки» вводилось на рынок.

Что касается новых стандартов торговли алкоголем, то Росстандарт уточнил, что документ носит рекомендательный характер. И впрямую не запрещает производство мелкой тары.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация