Актуально Россия до июля приостановила экспорт зерна за пределы ЕАЭС

27 апреля 2020, 12:37

Программу ведёт Елена Щедрунова.

Накануне пришло сообщение о том, что экспорт пшеницы и ржи, ячменя и кукурузы за пределы стран Евразийского экономического союза Россия прекращает до 1 июля. С одной стороны, это вроде бы как постановление Евразийского экономического союза. Может быть, поэтому Россия подчинилась. С другой стороны, возникает вопрос, а что так? Почему зерно перестали продавать?

С чем связан этот запрет и почему до 1 июля?

Аркадий Злочевский: Связан он, наверное, в связи с опасениями властей, а вдруг ресурсов не хватит для внутреннего снабжения, хотя эти опасения ложные.

Сколько тогда у нас зерна? Насколько мы себя можем обеспечить?

Аркадий Злочевский: Мы обеспечиваем себя на 100 процентов, и у нас ещё огромный запас для экспорта. Просто мы недоэкспортируем в связи с этим решением в данном сезоне довольно значительный объём – порядка 8 млн тонн зерна из того объёма, что могли бы экспортировать. И это притом что и семимиллионная квота выбрана. Могли бы ещё плюс к этому 8 млн тонн отправить на экспорт.

Ссылаются на то, что хотят пустить ещё больше зерна на внутренний рынок, чтобы цены сдержать. А что у нас цены на зерно на внутреннем рынке сейчас растут очень сильно?

Аркадий Злочевский: Да, был такой период, когда они росли. Но рост был вызван на самом деле ослаблением рубля и только. То есть, никакими ни перебоями в снабжении или никакой нехваткой ресурсов и т.п. Только исключительно падением рубля, поскольку зерно – валютный товар, который мы отправляем на экспорт, поэтому и подросли внутренние закупочные цены. Сейчас рост остановился.

Странная мысль, что раз заграницей можно продать дороже, поэтому мы и внутри страны цены поднимем. Но это всё-таки несколько странно. А какова доля импортной составляющей в производстве зерна? Чтобы понимать.

Аркадий Злочевский: Довольно большая. С точки зрения импортных составляющих, то, что в валюте обсчитывается, это значительное количество ресурсов. Почти всё, начиная от топлива, которое привязано...

Но топливо у нас есть своё.

Аркадий Злочевский: Оно своё, но оно привязано к валютной стоимости.

Оптовые поставки топлива на бирже сейчас дешевеют.

Аркадий Злочевский: Кто вам сказал? Кто сказал, что оно дешевеет? У нас, как только упал рубль, тут же подорожало дизтопливо. А сейчас как раз идёт посевная кампания со всеми вытекающими. Автоматом отыграло топливо, но никто на эту тему вопросов к топливу не задаёт.

Вопрос этот задавали, тему обсуждали и сказали, что у нас топливо в цене не растёт. Люди могли на заправках в этом убедиться.

Аркадий Злочевский: Я не про заправки в данном случае говорю. Это потребительский рынок. А сельхозпроизводители покупают оптом. Для сельхозпроизводителей дизтопливо подорожало автоматом вслед за падением рубля. Я уже не говорю о средствах защиты растений, у которых действующие вещества, например, все обсчитываются в валюте. Это чистый импорт, мы не производим средств защиты растений. У нас также привязана к доллару стоимость удобрений и т.д. Удобрения мы сами производим, но это тоже тот товар, который обсчитывается в долларах.

Хорошая у нас экономика! Понятно только то, что в производстве зерновых в нашей стране непосредственно стоимость труда сельхозпроизводителей находится где-то в районе 1 процента. А всё остальное это исключительно импортные вещи.

Аркадий Злочевский: Мы имеем в России крайне низкую стоимость оплаты труда в сельском хозяйстве.

Какова всё-таки доля заработной платы в стоимости производства зерна?

Аркадий Злочевский: Заработная плата там мизерная, какие-то копейки в себестоимости зерна. Зарплата никак не отреагировала на падение рубля.

Зерна в стране полно, но цена на него растёт, потому что растёт доллар по отношению к рублю.

Аркадий Злочевский: Уже остановился рост цен, сейчас цена не растёт, а меры эти были приняты в иллюзорном ожидании, что они повлияют на снижение цен. На самом деле не повлияют.

Я не говорю о том, что у нас колоссальная доля приходится на всякие административные издержки, преодоление технических барьеров, стоимость оформления документации и прочие вещи, которые просто в разы дороже, чем у наших конкурентов на Западе. Не говоря уже о стоимости перевоза, перевала, инфраструктурных издержек. Это всё намного дороже, чем у наших даже ближних конкурентов. У нас это всё в разы дороже, чем на Украине, например, у прямого нашего конкурента.

­Россия до июля приостановила экспорт зерна за пределы ЕАЭС

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация