Актуально Правительство разъяснило, как будет помогать туроператорам

27 апреля 2020, 12:28

Программу ведёт Елена Щедрунова.

Правительство РФ утвердило, наконец, правила предоставления в 2020 г оду субсидий из федерального бюджета туроператорам для того, чтобы те могли возместить затраты, которые они понесли на организацию отдыха, на вывоз туристов и на возврат денег туристам.

Майя Ломидзе: Правительство выделит 3,5 млрд рублей. О том, что субсидия будет, стало понятно примерно неделю – дней десять назад. И тут же, буквально мгновенно, после поступления этого сообщения резко увеличилось количество звонков от туристов, которые говорили, что сейчас вот туроператорам дадут 3,5 млрд рублей, и требовали вернуть их деньги. Но очень важно понимать по поводу этой субсидии, на что она предназначена. Она предназначена для тех выплат, которые туроператор осуществил за свой счёт вместо авиакомпаний по невозвратным тарифам. То есть, турист уже за это свои деньги получил, туроператор ему уже выплатил, в том числе те деньги, которые туроператор не должен был платить, потому что авиакомпания ему ничего не вернула. Деньги в рамках субсидий предназначены на компенсацию этих расходов. Это первое.

И второе. Субсидии также предназначены на компенсацию расходов, связанных с возвратом организованных туристов из разных стран после того, как эти страны закрылись.

Фактически это компенсация именно тех затрат, которые понесли туроператоры при общении с авиационными компаниями?

Майя Ломидзе: По сути, да. Туристы должны понимать, что эти субсидии не предназначены для прямых немедленных выплат тем туристам, которые ещё свои выплаты не получили. Они позволяют закрыть финансовую брешь туроператорам, позволяют им остаться на плаву, выжить, чтобы впоследствии удовлетворить запросы туристов, оставшихся волею судеб без отдыха не по вине туроператора, но они не предназначены для прямых и непосредственных компенсаций людям, которые не улетели.

Понятно, что эти деньги предназначены для компенсации именно авиаперелётов, там даже нет железнодорожных перевозок. Но что людей волнует? Мы их долго приучали, чтобы они заранее покупали турпоездки на ранних сроках бронирования, а не в последнюю минуту, и вроде как приучили, а теперь народ оказался у разбитого корыта со словами, что, если бы они делали всё в последнюю минуту, как раньше, они бы деньги не потеряли. Как туркомпании, чтобы сохранить своих клиентов, собираются решать именно этот вопрос с людьми, у которых отпуск накрылся?

Майя Ломидзе: Конечно, мы как Ассоциация туроператоров России, говорили, чтобы люди пользовались услугами туроператоров. А что мы ещё могли сказать? Но давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Деньги туристы потратили на отдых, который не состоялся, но он не состоялся не по вине туроператора. Туроператор ничего не может поделать с этой ситуацией. Сам человек купил или у туроператора купил тур, но его отдых не состоялся в любом случае не по вине туроператора. Это первое.

Он купил поездку заранее, дешевле на 30 процентов по акции раннего бронирования. И это заметно дешевле, чем покупать путёвку летом в последний момент. И все туроператоры сохраняют эти деньги без доплаты, чтобы человек смог получить свой отдых тогда, когда это станет возможным. В чём здесь турист потерял?

Очень многие люди, у которых были заказаны турпоездки на апрель и май, получили от своих туркомпаний письма со словами, что их деньги сохранились и они потом их смогут использовать в течение такого срока. Как этот момент вообще должен быть оформлен? Понятно, что деньги вернуть туркомпании своим клиентам в полном объёме не могут, но что туркомпании должны сделать для своих туристов?

Майя Ломидзе: Какой-то единой универсальной формы, утверждённой государством или правительством, какого-то сертификата или ваучера нет. Каждая туристическая компании решает данный вопрос по мере появления у неё возможностей. И выдаёт либо ваучер, подтверждающий право на тот отдых, который зафиксирован в договоре. Или это можно оформить специальным приложением к договору. Сейчас в условиях самоизоляции, которая длится с 27 марта, это сложно сделать, но тем не менее как-то в электронной форме можно попробовать. Важный момент. Туристические компании не хотят уходить с рынка и не хотят кидать своих туристов. Они за то, чтобы турист смог воспользоваться своим отдыхом и мог бы и дальше ездить на отдых по путёвкам, когда это, наконец, станет возможным. То есть, пока нет единой формы, но большинство компаний предлагают туристам как-то перенести, зафиксировать договорённости о переносе и о сохранении суммы без доплаты неким документом, чтобы оставить туристов хотя бы быть отчасти довольными. Хотя, конечно, есть туристы, которые настаивают в любом случае на возврате денег.

Тем более что у некоторых с деньгами ситуация складывается напряжённо. Если работы нет, то эти деньги бы пригодились. Но вот уже в Европе говорят, чтобы к ним не ездили туристы, в России также говорят, чтобы российские туристы забыли о загранице в этом сезоне. А Россия сможет всех принять туристов, которые решать отдохнуть у себя в стране? Туроператоры уже рассматривают этот вариант? Или пока ещё этим не занимаются?

Майя Ломидзе: Нет, пока ещё рано это делать, потому что мы не понимаем сроков окончания ни самоизоляции, ни эпидемии. Это непонятно никому. И сейчас заранее бронировать, а тем более что-то оплачивать не имеет смысла. Рано. Те туроператоры, которые работают на внутреннем рынке и которым надо вести переговоры, они и так на связи со своими партнёрами, и там достаточно гибкая история будет. А те, кто думает о том, чтобы выйти на этот рынок в связи с возможным всплеском спроса, ожидают, потому что пока этого всплеска не происходит. Но думаю, что страна способна принять большее количество собственных граждан практически в каждом регионе. Потому что в большинстве случаев даже в высокий сезон есть свободные ёмкости.

­Правительство разъяснило, как будет помогать туроператорам

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация