Актуально У почти половины инфицированных коронавирусом в РФ нет симптомов
Программу ведёт Елена Щедрунова.
Уже третий день подряд Россия держится на высокой плане выявляемых лиц, инфицированных коронавирусом. Утешает только то, что нет резкого всплеска. За последний день опять по всей стране выявлено больше 6 тысяч заболевших граждан. Но уже не первый день мы также слышим о том, что 45-50 процентов из выявленных людей никаких симптомов заболевания не имеют.
Если у людей нет никаких симптомов коронавируса, то как их отлавливают?
Александр Горелов: Думаю, что люди либо сами обращаются в частные медицинские организации для того, чтобы проверить так называемый свой статус по коронавирусной инфекции, либо наиболее часто выявляются по контакту с больными с симптомными формами коронавирусной инфекции. Так, известно, что на всех контактировавших на 14 дней накладывается карантин и для них обязательно трёхкратное обследование на протяжении этого периода для того, чтобы решить, что у пациента после встречи с коронавирусной инфекцией разовьётся: типичная форма либо заболевание будет протекать в атипичных формах.
А если у них подтверждено инфицирование, но нет никаких симптомов, они должны быть на карантине? Сколько длится этот карантин?
Александр Горелов: Да, на строгом карантине в течение 14 дней. И они обязаны иметь для того, чтобы приступить к своей обычной деятельности, два отрицательных анализа, взятых с интервалом в один день по истечении этих двух недель.
У человека нет никаких симптомов, но у него подтверждён коронавирус. Он две недели сидит дома. Он лечится или нет? Положено ему принимать противовирусные препараты?
Александр Горелов: Смысла им принимать противовирусные препараты абсолютно нет никакого, потому что иммунная система, по сути, своё дело сделала: она не пустила вирус внутрь организма. Поэтому инфекция у такого человека и протекает бессимптомно. Таким людям повезло. Вопрос только, выработают ли они типоспецифический иммунитет на коронавирусную инфекцию. И этот вопрос волнует в настоящий момент учёных на планете Земля.
Две недели они отсидели на карантине, у них два отрицательных теста на коронавирус, а после этого они безопасны для окружающих? Или они продолжают оставаться носителями коронавируса? Или они полностью чисты перед обществом?
Александр Горелов: Нет. При двух отрицательных результатах они абсолютно чисты перед обществом и могут идти в тот коллектив, с которым они продолжали общаться ранее. И такой строгой изоляции для них не требуется. Соблюдают обычный режим для самоизоляции для всех, по-прежнему соблюдают гигиенические требования, о которых говорится на протяжении последних четырёх месяцев. Не забывать мыть руки, ношение масок нелишне и социальное дистанцирование не менее двух метров.
Каждый день выявляются новые заболевшие. Цифра в день более 6 тысяч человек держится уже третий день подряд. О чём это говорит? Что наступил пик и мы вышли на плато? Или это статистическая погрешность, когда в конце недели посчитали всех, кого до этого не подсчитали? Всё-таки о чём говорят эти цифры?
Александр Горелов: К сожалению, продолжается ещё фаза роста. Но радует одно, что этот рост не превышает 10 процентов. Это свидетельствует всё-таки о том, что мы приближаемся к этому плато, но вместе с тем это не начало, когда у нас было 20-25 процентов роста, что свидетельствовало о том, что мы выходим в неуправляемый рост. Цифры высокие, но свидетельствуют они, прежде всего, о том, что тест-системы доступны, тестирование применяется широко и это пугать не должно. Но стабилизации пока на данный момент не отмечается.
Россия по количеству подтверждённых инфицированных уже обогнала Китай. Это связано просто с тем, что у нас менее жёсткий карантин, что был в Китае? Или с каким-то другими нашими особенностями?
Александр Горелов: Это связано с тем, что мы в первый момент ввели очень жёсткие санитарно-карантинные мероприятия, закрывая границу с Китаем, но вирус к нам пришёл из Европы. И от Европы мы отстаём примерно на 2-3 недели. Эпицентром у нас является Москва. Российские регионы отстают от Москвы тоже где-то на 2-3 недели. Поэтому это ожидаемая тенденция плавного повышения роста заболеваемости воздушно-капельной инфекцией. Этого страшиться не нужно, это обычное закономерное течение инфекционного процесса.
Тема, которая волнует тех людей, у которых в семье есть человек, болеющий пневмонией, но не являющийся носителем коронавируса. Простая пневмония, а число заболевших ею тоже выросло. Этих людей не забирают в больницы, они остаются дома, у них в течение долгого времени остаётся температура 38,5 градусов, у них очень плохое самочувствие, при этом их никто не наблюдает. Это с чем связано?
Александр Горелов: Пневмония – это острое инфекционное заболевание, вызываемое пневмококком, гемофильной палочкой, гриппом, COVID-19 и так далее. Это заразная инфекция. В то, что за больными обычной пневмонией не наблюдают, я поверить не могу, потому что в настоящий момент все мои знакомые, у которых случилась "домашняя", а не госпитальная пневмония, каждодневно подвергались консультациям либо в рамках телемедицинкого обследования, либо в ходе бесед с доктором и доставки лекарств. В некоторых ситуациях из-за перегруженности медицинских учреждений возможны какие-то пробелы в наблюдении больных, но при любой пневмонии антибактериальная терапия или назначенное доктором лечение должно быть не менее 7-10 дней, и лишь только изменение, появление каких-либо новых симптомов (подскочила температура, усилилась отдышка и др.) требует обращения за скорой или неотложной помощью, которая будет немедленно оказана. В том числе "скорая" помощь приезжает и проводит изучение ключевого параметра – пульсоксиметрии. Этот прибор доступен в любой машине "скорой" помощи.
Если у человека в течение длительного времени держится температура 38,5, то не нужно беспокоиться, нужно продолжать лечение, и она, в конце концов, пройдёт?
Александр Горелов: Нужно продолжать лечение. Но если появятся новые симптомы или произойдёт изменение характера заболевания – это повод среагировать сразу, вызвать доктора "скорой" или "неотложной" помощи, посоветоваться со своим участковым врачом, потому что в этот сезон очень часто отмечается пневмония. И оценка совокупности данных является основанием для того, чтобы пациента оставить на дому. Понятно, что если есть какие-то угрожающие или критические симптомы, немедленно осуществляется госпитализация независимо от этиологии пневмонии.
Почему люди сами прийти в приёмное отделение больницы не могут? Почему было принято решение о госпитализации только через "скорую" помощь?
Александр Горелов: Решение это абсолютно обоснованное. В нековидные времена в любой детской или взрослой поликлинике есть имеется называемый мельцеровский бокс или провизорная, куда обращается пациент с сыпью и температурой. Его изолируют и без осмотра врача дальнейшее перемещение такого пациента по поликлинике не представляется рациональным. При любом повышении температуры, при наличии респираторных симптомов мы всегда вызывали врача на дом. И врач, оценив клинические симптомы и риски, решал вопрос, госпитализировать пациента или нет. А если все будут самотёком обращаться в больницы, в том числе больные с пневмококковой пневмонией, с гемофильной пневмонией, с гриппозной пневмонией, с ковидной пневмонией, мы будем подвергать риску, прежде всего, себя. Потому что в такой обстановке на одну инфекцию может наслаиваться другая инфекция, и исход в этой ситуации абсолютно непредсказуем. Поэтому элементарные, разработанные уже на протяжении десятилетий санитарно-карантинные правила не позволяют самотёком обращаться ни в одно инфекционное отделение. Никогда такого не было. В инфекционные отделения всегда была инфекционная перевозка либо доставляла больных в инфекционные больницы либо отделения машина "скорой" или "неотложной" помощи.
У почти половины инфицированных коронавирусом в РФ нет симптомов