Вечерняя смена В России могут ввести обязательную регистрацию мобильных по IMEI

28 апреля 2020, 20:35

Программу ведут Ольга Максимова и Дмитрий Чернов.

По новой версии законопроекта, которая проходит согласование в администрации президента, платной процедура будет только для новых устройств. Требование распространится в том числе на граждан, ввозящих смартфоны из-за границы самостоятельно. Это должно помочь бороться с кражами и ограничить в интересах официальных дистрибьюторов непрямые поставки смартфонов.

Платная регистрация всех мобильных устройств, работающих в сетях сотовых операторов, по международному идентификатору мобильного оборудования IMEI может начаться с России с 1 июля 2021 года, следует из доработанного законопроекта группы членов Совета Федерации.

Что такое IMEI? И зачем его обязательная регистрация нужна? Первоначально показалось, что регистрация – нужная вещь, чтобы бороться с мошенничеством и воровством. Но потом всё как-то встало на свои места, и выяснилось, что регистрировать этот IMEI будут только у телефонов, привезённых из-за границы. Так ли это? В чем суть этой вводимой нормы?

Эльдар Муртазин: Во-первых, эта норма очень сильно устарела, примерно на 10 лет. 10 лет её пытались ввести, и теперь, вводя её в 2021 году, мы получаем, что все телефоны, смартфоны, планшеты, все устройства, которые имеют модуль связи и которые поставляются в Россию, должны регистрироваться в некой общей базе. Если вы уезжаете куда-то отдыхать и покупаете там какое-то устройство, вы, приезжая в Россию, будете иметь льготный срок, когда он будет просто работать без регистрации. Это будут две недели или месяц, пока не понятно, но по истечению этого срока вам нужно будет его зарегистрировать абсолютно бесплатно в этой базе и сказать, что это ваш, например, телефон.

Формально это делается для того, чтобы блокировать телефоны, не позволять им работать, если они украдены.Но на сегодняшний день статистика краж телефонов показывает позитивную динамику во всём мире. То есть, телефоны стали воровать меньше.

А почему?

Эльдар Муртазин: Десять лет назад это была действительно огромная проблема, какой-то бич, телефоны воровали постоянно, потому что их можно было разблокировать, перепрошить и тут же продать маленькое дорогое устройство.

Сегодня системы защиты на Андроид, на Айфон таковы, что зачастую перепрошить телефон невозможно, разблокировать тоже. Есть ещё удалённая блокировка, и фактически телефон превращается в кирпич. При этом, воруя такой телефон, человек очень сильно рискует. Сегодня основная статистика, которая заявляется по кражам, как ни странно, это не кражи, а когда люди потеряли телефон, либо гуляли где-то или в такси забыли. Но это сам человек делает. У него не крадут телефон, хотя заявления пострадавших часто проходят по категории краж, потому что человек обращается в полиции с тем, что у него украли телефон. Поэтому, наверное, тут нет никакого смысла.

Есть ещё смысл для государства – в собираемости налогов с "серого" рынка. Что в чемоданах много привозят, продают. Но объём "серого" рынка сегодня незначительный. Это 3 процента. И, по сути, на собираемости налогов это никак не скажется.

Поэтому, наверное, запоздала эта мера, но она всем нам будет стоить дополнительных расходов на связь, потому что всех операторов обяжут содержать эту базу. Не они будут её вести, но содержать. И это будет стоить не так дорого для нас, каждый из абонентов заплатит 1-2 рубля в месяц за это.

Получается, что те времена, когда сидишь в кафе где-нибудь в центре города и вдруг понимаешь, что мобильного телефона у тебя нет, и когда включаешь отслеживание своего мобильного телефона, то видишь, как он шагает в сторону "Горбушки" и там растворяется, можно считать канувшими в Лету?

Эльдар Муртазин: В массе своей да. Встречаются ситуации, когда люди действительно старые привычки искоренить не могут и крадут телефоны. Но проблема в том, что вторичного рынка украденных телефонов, который был в России ещё пять лет назад, сегодня де-факто не стало. Максимум, что можно сделать с украденным телефоном, разобрать его на запчасти, что тоже крайне недорого. А при поимке человеку грозит вполне реальный уголовный срок.

И ещё такой момент. Есть несколько стран в Европе, которые до сих пор, раньше это была Великобритания, а сейчас это такие страны, как Испания, Италия, причём Испания – это не все области, а области туристические, где море или океан, и вот там действительно уровень воровства высокий, но это связывается с тем, что там работают так называемые "гастролёры" – приезжие из других стран.

Как скажется ситуация с пандемией коронавируса на рынке мобильных телефонов? Одно время говорили, что пауза, которая настигла производство в Китае, очень плохо отразится на продажах и премьерах "айфона"?

Эльдар Муртазин: Новые айфоны задержатся в этом году минимум на один-два месяца. Это негативно скажется на продажах, потому что люди пересматривают свои привычки. Они не покупают дорогую технику, они, скорее, покупают (в России, кстати, обратная ситуация, до последнего времени люди, которые не могли себе позволить дорогие телефоны, на последние деньги всё-таки покупали флагманы за 100 тысяч рублей и выше). При этом не очень понятно, когда они брали их в рассрочку или в кредит, как будут платить. У них нет этих денег. Ощущение – как в последний раз. В других странах всё сильно упало. Думаю, что в мае и июне мы увидим падение и на российском рынке.

Как технически процедура регистрации IMEI будет выглядеть? Нужно будет куда-то идти и писать заявление?

Эльдар Муртазин: Я не думаю, что куда-то нужно будет идти, у нас всё сейчас переходит в Интернет, в "Госуслуги". На мой взгляд, самый оптимальный путь будет таким. Чтобы человек мог зайти на сайт "Госуслуг" или отдельный сайт, где он мог бы внести своё устройство, выбрав производителя и введя IMEI-код, и телефон уже авторизован в "Госуслугах". То есть, есть понимание, что вы – это вы.

­В России могут ввести обязательную регистрацию мобильных по IMEI

Вечерняя смена. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "День кинопремьер"
  • "Переспите с этим"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация