Вечерняя смена Музыкант и композитор Сергей Летов: о джазе вживую и онлайн
Программу ведут Алла Волохина и Вячеслав Коновалов.
В чём загадка джаза? Почему эта музыка трогает и касается практически всех без исключения?
Сергей Летов: Есть разные люди, и джаз, конечно, не является самой популярной музыкой, хотя и был в XX веке самой что ни на есть популярной музыкой приблизительно в 20-х, 30-х, 40-х, 50-х годах. Но потом эту пальму первенства он уступил рок-музыке и другим видам эстрады. Тем не менее это уникальное музыкальное явление, которое родилось в столкновении культур. Это первый музыкальный стиль, который распространился на все музыкальные культуры на нашей планете. И возник он из столкновения разных музыкальных традиций. С одной стороны, это музыка потомков чернокожих рабов, вывезенных из Африки в южные штаты Америки. С другой стороны, это музыка различных европейских переселенцев в Америку, разных эмигрантов – шотландских, ирландских, даже, может быть, каких-то славянских. И вот в результате столкновения этих музыкальных стилей на самом крайнем юге США, в штате Луизиана, возникло явление, которое впоследствии назвали джазом.
Термин этот появился приблизительно в 1915-1917 годах. А по-русски слово "джаз" впервые написал наш соотечественник Валентин Парнах, создатель первого в Российской Федерации джазового ансамбля. Написал он это слово впервые в 1921 году, а джаз в нашей стране возник в 1922 году. И мы знаем в отличие от этого странного Дня джаза совершенно точно дату, когда наш отечественный российский джаз родился, – 1 октября 1922 года. В этот день состоялся первый джазовый концерт. Причём сам Валентин Парнах, создатель ансамбля, не был музыкантом, а был поэтом. Но в первом джазовом выступлении он принял участие, станцевав какой-то танец "жирафа". В то время его коллектив назывался Первый в РСФСР эксцентричный джазовый ансамбль под управлением Валентина Парнаха. А второе выступление состоялось на съезде Коминтерна. Гостей, коммунистов разных стран, развлекал ансамбль В. Парнаха, в который входили не только профессиональные музыканты, но и любители.
Джазу чуть больше ста лет. Пару лет назад мы праздновали его 100-летие, тогда же, когда мы праздновали столетие Великой Октябрьской революции. Чем было обусловлено рождение джаза? Почему он появился? Что за обстоятельства сложились 100 лет назад, так что вдруг откуда ни возьмись появился новый музыкальный стиль?
Сергей Летов: В 1917 году не то что бы джаз прямо родился, в этом году вышла первая джазовая пластинка. Её выпустил ансамбль под названием Original Dixieland Jazz Band. Он пытался записать и выпустить первую пластинку в январе на фирме Columbia, но получилось это сделать чуть позднее. Тогда пластинки маленькие были. Одна сторона – одна песня, приблизительно три минуты. И вот они выпустили первую пластинку в 1917 году. Но, возможно, джаз как стиль существовал и раньше. Музыканты, которые играли в этом стиле, – это, прежде всего, негритянские, афроамериканские музыканты, музицировавшие преимущественно в городе Новый Орлеан. В штате Луизиана тогда сложились весьма своеобразные для Америки того времени обстоятельства, которые не то что бы отменяли расовую сегрегацию, но в значительной степени содействовали, чтобы у сотрудничества и контактов между белыми и небелыми музыкантами было больше точек соприкосновения. Возможно, мы знаем не всё о джазе. Дело в том, что в отличие от академической музыки, о которой мы знаем всё или почти всё, или о фольклорной музыке, афроамериканская музыка в то время не изучалась и никак не фиксировалась. Поэтому в какие-то элементы предыстории джаза нам сложно сейчас проникнуть и проанализировать. Например, пластинка была записана в 1917 году. Но приблизительно с 1900 года в городе Новый Орлеан был так называемый район "красных фонарей, где публике предоставлялись сомнительного рода развлечения. Более того, выпускались blue books – своеобразные рекламные пособия. С этим городом был связан, как бы сейчас сказали, сексуальным туризм. Местные музыканты и вообще музыканты с юга Америки, в том числе Бадди Болден и молодой Луи Армстронг, развлекали клиентов этих заведений. Ну а в 1917 году этот район Сторивилль был закрыт в связи с тем, что начались военные действия. Американские новобранцы отправлялись из Нового Орлеана в Европу, и многие из них, к сожалению, посетив этот район, получали разные инфекции. То есть, с этим кварталом были связаны различные инфекционные заболевания, понятно какие.
В рамках программы мы всю историю джаза не перескажем, а хотелось бы узнать сегодня ещё и о вашей работе, Сергей Фёдорович. Например, накануне вы участвовали в Фестивале современной музыки онлайн. Расскажите, как всё проходило?
Сергей Летов: Не то что бы прямо я сам участвовал в онлайн, я подготовил трек памяти Константина Рябинова, музыканта, сооснователя группы "Гражданская оборона", который ушёл от нас 16 марта 2020 года. Его дочь обратилась ко мне с просьбой сделать какой-то трек на музыку её отца, посвящённый его памяти. И я записал такие импровизации на разных электронных и духовых инструментах, нашёл у себя видео с разных наших концертов, сделал из него что-то вроде нарезки и подложил под неё звук импровизации на одну из его рэггиобразных песен – "Детский доктор". Прошло некоторое время. Организаторы музыкального марафона планировали выпустить этот трек на 40 дней Константину, но у них получилось несколько позже. Так что это не обычный простой онлайн-марафон. Я всё-таки сторонник "живых" концертов.
А вам в эти дни не приходилось выступать для зрителей онлайн?
Сергей Летов: Вы знаете, нет. Скажу честно: я – противник этого. Потому что настоящая музыка должна звучать на концерте. А люди должны приходить на концерт. Ну, хорошо, давайте посидим две-три недели, а потом всё-таки начнём ходить на концерты и не будем сидеть по домам и смотреть YouTube.
Действительно, приезжаешь в какой-то город на концерт, а там очень многие люди говорят, что они на концерт не пойдут, потому что на следующий день его можно будет посмотреть "ВКонтакте" или YouTube. Кто-нибудь обязательно его снимет и выложит ролик. Давайте всё-таки дождёмся, когда закончится самоизоляция, и вернёмся к нормальной, полноценной концертной жизни. Музыканту нужно видеть глаза слушателей. Для него обязательно нужно их присутствие. А вот вещание онлайн, когда ты не знаешь, слушает тебя человек, или он послушал одну минуту, потом пошёл чайку попить, затем опять вернулся, – это всё-таки не совсем то. Музыканты сейчас поставлены в такие обстоятельства, когда их мнение никто не спрашивает, их мнение никого не интересует. Они поставлены в определённые условия, и они неизбежно вынуждены это делать. А что они ещё могут делать, кроме, как быть музыкантами? Можно ещё сидеть дома и смотреть телевизор. Или всё-таки лучше что-то делать?
Что касается творчества, сидения дома и смотрения телевизора, я уверен, что это не основное время препровождения – сидение и смотрение телевизора. Мы только что говорили о писателях, по крайней мере, их появление ожидается, потому что все сели писать. Многие писатели засели за работу последние два месяца, потому что, по большому счёту, кроме этого и делать-то ничего невозможно. Никуда не пойдёшь, офисы закрыты, университеты тоже закрыты, и мы ожидаем по осени вал очень классной литературы.
А вот с музыкой мы можем сделать что-нибудь подобное? Композиторы из-за того, что они не ходят в консерваторию, что сокращена их концертная деятельность, что что-то ещё, сели и чего-то пишут. Вопрос: ожидается ли по осени такой же вал замечательной гениальной музыки, в том числе и джазовой?
Сергей Летов: Мне трудно сказать. Могу ответить, что ко мне иногда обращаются музыканты с просьбой записать им какой-нибудь трек, записать партию какого-нибудь духового инструмента, скажем, саксофона, для их нового альбома. И если это можно сделать на электронном инструменте, и это будет устраивать, то я записываю такие треки. Одной ленинградской группе в апреле я отправил трек, и им он очень понравился, подошёл. Правда, не сразу. Они послушали файл, что я им отправил. А я в нём послал им с десяток вариантов. Попросили изменить, сделать что-то иначе, что-то более радикальное, с другими гармониями. В общем, в итоге я добился этого. Всё это они приняли, и им очень понравилась музыка.
А вот когда меня просят записать что-нибудь на саксофоне, я отказываюсь. Почему? Я живу в крупнопанельном 17-этажном доме на 13-м этаже, и я прекрасно слышу, что делают дети надо мной или где-то ещё. Я слышу очень много всяких звуков. Представьте, если я ещё буду в своей квартире играть достаточно громко на саксофоне, то люди, у которых и так нервная система за эти дни доведена до определённой стадии, меня просто линчуют. Конечно, иногда мы говорим об онлайн. Хорошо, когда ты живёшь, у тебя прекрасный загородный дом со студией, это одно дело. Если же ты живёшь в городе Москве на 13-м этаже 17 этажного дома, ну, каким полноценным может быть музыкальный онлайн-концерт? Кроме разговорного жанра. Конечно, никакого онлайн-концерта даже близко быть не может. Даже пародии на его участников невозможны. Когда россиянин сталкивается со сложной ситуацией, он, как правило, старается найти какой-то выход. Для артиста – это тоже всегда некоторый вызов. Я предложил сделать какую-то комбинацию из того, что записано, плюс что-то "живое", какие-то обработки. Можно использовать какие-то вещи, которые нельзя сделать вживую, скомбинировать.
1. "А потом Берлин" – А.Ф. Скляр feat Юлия Чичерина и Сергей Летов, группа “Ва-банкЪ”.
Музыкант и композитор Сергей Летов: о джазе вживую и онлайн
Вечерняя смена. Все выпуски
- Все аудио
- "День кинопремьер"
- "Переспите с этим"