Актуально Часть банковских услуг поручено перевести в дистанционный режим
Программу ведёт Елена Щедрунова.
Правительству и ЦБ поручено ускорить внедрение в финансовый сектор онлайн-технологий. Более того, фактически предполагается подтолкнуть банки к оказанию ряда услуг дистанционно. Чтобы банки могли дистанционно предоставлять услуги, связанные с заключением кредитных договоров, предоставлением ипотеки, идентификацией клиентов при помощи государственных информационных систем. Мы об этом много слышали, но теперь это всё выходит в реальную плоскость. К 1 июня Михаил Мишустин и Элвира Набиуллина должны просто представить план реальных действий, который должен воплотиться в жизнь. Возникает только один вопрос: поскольку мы этот план не могли долго составить, видимо, на чём-то спотыкались.
На чём мы спотыкаемся постоянно во всех этих историях по удалённой работе банков с клиентами? Прежде всего, на безопасности?
Глеб Чербов: На безопасности в том числе. Дело в том, что банковская сфера, несмотря на то, что она находится на гребне волны технологического прогресса, и уровень информационных технологий и информационной поддержки банков находится у нас на достаточно высоком уровне по сравнению с миром, тем не менее банки – это довольно консервативная среда, и различные нововведения в этой среде не даются легко и быстро. У большинства российских банков, например, технологические платформы вполне позволяют довольно быстро реализовать поддержку подобного рода сервисов для своих клиентов, но в то же время это для них дополнительные риски как и всё любое новое, и это требует дополнительной работы по оценке рисков. Если мы говорим о предоставлении каких-то кредитных услуг, то потребуется, наверное, модификация систем расчётов, кредитного скоринга, принятия решения о предоставлении расчётов процентных ставок.
К чему готовиться клиентам? К тому, что всех обяжут получить электронную подпись? Но в этой же сфере до сих пор много ошибок, случаев утечки информации, уязвимостей. С этим как быть?
Глеб Чербов: Правительство в данном вопросе плавно подталкивает все сферы, и банковскую в том числе, к использованию единой государственной системы идентификации и аутентификации. Ответственность и контроль за соблюдением норм информационной безопасности при хранении и обработке этих данных выполняют операторы этой системы. То есть, эта система предлагается как доверенное звено. Думаю, что так или иначе неизбежно населению придётся с ней работать. Хотелось бы, чтобы это было в силу того, что это будет удобно и будет обеспечиваться высокий уровень сервиса, а не из-под палки. В течение нескольких последних лет мы движение в этом направлении наблюдаем. В принципе действительно возможны какие-то утечки, возможна компрометация каких-то пользовательских персональных данных, но это всё неизбежные риски, и здесь очень многое зависит от качества конечной реализации этого продукта, сервиса, качества интеграции банковских сервисов с этой системой. Ответственность со стороны государства лежит на операторе этой системы, со стороны банков – всё лежит на их плечах, и естественно здесь нужна очень тщательная проработка этих вопросов.
Часть банковских услуг поручено перевести в дистанционный режим