Актуально Министр здравоохранения считает нужным реформировать систему ОМС

14 мая 2020, 12:11

Программу ведёт Елена Щедрунова.

Министр здравоохранения России Михаил Мурашко накануне выступал на пленарном заседании Госдумы, где заявил о том, что в России нужно реформировать систему обязательного медицинского страхования. Если учесть, что системе ОМС не так много лет и задумывалась она, чтобы российское здравоохранение работало очень хорошо, а теперь говорят, что её надо реформировать, возникает вопрос: что же в действующей ныне системе не срабатывает?

Министр упирал на то, что наступила эра цифровизации, интернетизации и т.п., поэтому "мы должны видеть систему расчётов, её персонификацию, мы должны понимать, куда и что уходит". Но ведь в своё время система ОМС ровно для этого и создавалась. Что же не получилось?

Алексей Старченко: Действительно, система ОМС создавалась в 1993 году. Тогда страна финансово лежала в руинах. С 1993-1994 годов реально развернулась система ОМС, и за всё это время в Интернете нет данных о том, что деньги системы ОМС страховыми компаниями были похищены хотя бы раз. Не было ни одного уголовного дела, которое бы закончилось тем, чтобы сел руководитель той или иной страховой компании.

Система ОМС задумывалась в виде поступления двух очень больших траншей. Первый транш – это бюджет. Когда систему ОМС создавали, то говорили, что со всех будут браться страховые взносы, и эти деньги пойдут на здравоохранение. Плюс деньги из бюджета. Но наступил 1994-1995 год, и бюджет исчез, а только средства ОМС единственными и остались. То есть, система ОМС изначально задумывалась, как плюс к государственному бюджету. Это первое. Но бюджет исчез, осталась только система ОМС, и в 90-е годы фактически здравоохранение выжило только за счёт денег системы ОМС.

Затем наступил 2010 год, последовала реформа здравоохранения, в результате которой страховые компании лишили финансового инструмента. Раньше страховые компании могли формировать резервы. То есть, размещать деньги, и эти резервы пускали на здравоохранение. В 2010 году у страховых компаний эту возможность убрали.

Что сейчас может не устраивать нас, как потребителей, в медицинской помощи? Сегодня деньги ОМС – это федеральные деньги. Но приходят они в распоряжение фактически субъекта федерации, потому что территориальный фонд ОМС – это фигура субъектового масштаба. Руководитель его назначается правительством субъекта или губернатором. И таким образом федеральные деньги растворяются фактически в субъектовых интересах.

Поэтому мы говорим сегодня о том, что нам нужна такая реформа, когда каждый территориальный фонд ОМС стал бы федеральной собственностью, стал бы федеральной единицей. Нужна прямая финансовая вертикаль от федерального фонда ОМС к территориальным фондам ОМС субъектов РФ. Эта идея уже была года два назад озвучена вице-премьером Т.А. Голиковой. Мы её поддерживаем и думаем, что именно в этом будет серьёзный ключ.

Что это даст? Когда будет федеральная вертикаль, пациенты получат одинаковый тариф на оказание медицинской помощи вне зависимости от субъекта РФ. Труд врачей тоже должен быть оценен с точки зрения конституционного права: за равный труд – равная оплата, а не как сейчас, когда в разных субъектах за одинаковый труд платятся врачам разные зарплаты. Вот эту реформу мы сегодня ждём.

Но министр здравоохранения говорил несколько о другом. Он говорил, что должны быть учёт и контроль, которые должны стать цифровыми. Мы должны всё видеть в системе ОМС. То, о чём сказали вы, это тоже требуется абсолютно точно, но можно систему сшивать за счёт того, чтобы передать территориальные органы ОМС в подчинение федеральному ведомству, чтобы было всё по справедливости. В данном случае я полностью за эту идею голосую. Но ведь эту систему можно сшить и единым информационным пространством, когда человек, в каком бы регионе он ни находился, мог посмотреть, как расходуются деньги, на что они расходуются. Единственное, что смущает, это как понимать, где и за что заплатили и какой результат достигнут?

Алексей Старченко: В системе ОМС с 1996 года каждая страховая компания, каждый территориальный фонд ведёт большие информационные ресурсы. В них каждый пациент учтён, начиная с амбулатории и кончая федеральной медицинской организацией. Но все эти 20 с лишним лет эта информационная база, которая формировалась с 1994-1995 года, никогда не была востребована. Меня это всегда удивляло. Помощь каждому человеку уже учтена, все данные находятся в информационных базах (сколько заплатили за него, сколько стоит приём терапевта, а сколько та или иная операция). Всё это известно, но, к сожалению, ни федеральным фондом, ни министерством здравоохранения эти данные никогда не были востребованы. А в них ключ, в этих базах находится масса информации для управления объёмами и качеством медицинской помощи. Там каждый пациент учтён с результатом: выписан с улучшением, в связи с выздоровлением или по причине летального исхода. То есть, сегодня эта информация есть, нужно только придать ей новый импульс. И на основе этой информации принимать управленческие решения.

Анализируя эту базу информации, можно, в конце концов, понять, в каком направлении должно двигаться отечественное здравоохранение. Но какой есть здесь момент? Когда ввели систему ОМС, многие поликлиники стали делать так, что человек, который фактически не ходил в поликлинику, по карте очень часто её посещал. Как этого избежать?

Алексей Старченко: Сегодня мы уже преодолели эту проблему, этот дефект. Это были приписки, которые возникали из-за того, что тарифы были составлены таким образом, что врач и медицинская организация получали деньги за каждую услугу. И поэтому был смысл приписывать в истории болезни услуги и таким образом получать деньги. Сегодня принята другая система финансирования – подушевой норматив. То есть, поликлиника получает деньги на прикреплённое население вперёд. Прикреплено к поликлинике, например, 100 тысяч населения, она на эти сто тысяч получает по своему тарифу деньги, и сама по своему усмотрению начинает их тратить. Приписки делать бессмысленно.

Осталось только единственное. Сегодня система ОМС платит за диспансеризацию и профилактические приёмы – за каждый приём и каждую диспансеризацию. Вот здесь ещё некая экономическая заинтересованность может быть. Но с этим борются страховые компании с помощи экспертизы. И если эта приписки выявляется, то штрафы достаточно существенные за это. То есть, эту детскую болезнь системы ОМС мы уже преодолели.

Но система ОМС тоже имеет свои проблемы. Подушевое финансирование как бы подталкивает руководителей медицинской организации, главного врача к тому, что нужно делать дополнительные анализы, рентгены, КТ, потому что деньги уже получены, зачем же их тратить на какие-то исследования. И вот здесь важны клинические рекомендации и стандарты. Если клинические рекомендации и стандарты не выполняются, медицинская организация должна понести серьёзное наказание в виде большого штрафа. Потому что получается, то пациент недообследован, а деньги за него заплатили вперёд.

­Министр здравоохранения считает нужным реформировать систему ОМС

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация