Актуально Мошенники используют ситуацию с ваучерами за отменённые авиаперелёты
Программу ведёт Елена Щедрунова.
Накануне Госдума приняла законопроект, который внёс поправку, позволяющую дистанционно голосовать на выборах и референдумах.
Что будет можно после того, как данная поправка вступит в силу?
Олег Нилов: Накануне прошли сразу два чтения этого законопроекта – второе и третье. Против поправки выступили все оппозиционные партии. Все они также проголосовали против принятия законопроекта. Получается, что только "Единая Россия" проголосовала за то, чтобы теперь у граждан РФ была возможность при выборах органов власти и проведении референдумов голосовать по почте или через электронные сети.
Вообще, это судьбоносное решение. Когда в условиях пандемии, когда депутаты ограничены в возможности даже полноценную дискуссию развернуть, тем более, не проводились ни общественные, ни парламентские слушания, никто из экспертов не был привлечён, принимается такое судьбоносное решение, можно сказать, что 13 мая была осуществлена революция в плохом смысле усилиями одной "Единой России".
Это всё-таки ваше субъективное суждение. А я задала вопрос о механизме дистанционного голосования?
Олег Нилов: Дело в том, что механизм как раз в законе вообще не прописан. Написано, что может быть осуществлено голосование по почте, через электронную почту или систему госуслуг, и всё. А всё остальное передано на усмотрение ЦИКа. Здесь, я считаю, произошла недопустимая передача полномочий, которые должны определяться законом, а не решениями ЦИК. Как это будет контролироваться? Как это будет осуществляться? По этому поводу никакой дискуссии не было. Просто законом вводится такая возможность, а ЦИК конкретно определит. Захочет – будет применять, не захочет – не будет применять. Захочет – будет так трактовать условия.
Не будем говорить, что ЦИК России занимается в своей работе каким-то волюнтаризмом. Это не совсем так. Но есть же ещё один момент в этой поправке, который должен определенно понравиться оппозиционным партиям. Она подразумевает также и сбор подписей избирателей с использованием портала Госуслуг.
Олег Нилов: Да. Это была хорошая идея. В первом чтении только об этом и шла речь. И она была поддержана, естественно, всеми. Но когда во втором чтении появляется поправка, касающаяся не только сбора подписей, но и дистанционного голосования, это вообще уже другая поправка. Как будет голосование на выборах в этом случае осуществляться – это другая концепция, и это нарушение регламента. Потому что вносить во втором чтении изменение в концепцию закона нельзя. И это ещё одно нарушение, которое тоже не должно остаться незамеченным.
Но какое самое главное обоснование этого законопроекта представили коллеги? Что в условиях пандемии действительно выборы, возможно, могут проходить в необычных условиях. Поэтому давайте применим и такие формы голосования. Я считаю, что в условиях пандемии, в условиях нарастающего экономического кризиса вообще никаких выборов в 2020 году не должно происходить. Вот к чему нужно приходить. Это будет и честно, и на самом деле будет поддержано огромным количеством наших людей. Может быть, только какие-то рьяные оппозиционеры не захотят с этим согласиться. Сегодня власти всех уровней должны думать только об одном: как победить кризис, связанный с коронавирусом, а потом и экономический кризис. И, дай бог, чтобы на это хватило одного года. Поэтому придумывать какие-то истории, которые якобы упростят проведение выборов, недопустимо. Такие выборы нанесут только вред власти любого уровня.
Вы говорите, что подписи в электронном виде – это здорово, они пойдут всем партиям на пользу...
Олег Нилов: Подписи можно проверить, а голосовал ли человек в электронном виде или нет нельзя. Тайна голосования нарушается. Голосование – либо тайное, либо не тайное. Если решение принимается с помощью почты или через какую-то электронную систему, понятно, что это уже будет не тайным голосованием. У нас кибермошенничество побеждено? Нет.
Я один компромиссный вариант предлагал коллегам при обсуждении других законопроектов, не этого, здесь даже обсуждения не было никакого. Я говорил, что готов двумя руками поддержать и электронное голосование, и голосование по почте. Но условие такое – чтобы у граждан была возможность проголосовать открыто. И на сайте ЦИКа или другой циковской структуры мой голос, отправленный по почте или по компьютеру, был зафиксирован, что я проголосовал за того или иного кандидата от такой-то партии. Тогда эту систему я готов поддерживать, как и многие граждане. А когда я голосую якобы тайно, а в процессе движения моего голоса с ним могут сделать всё что угодно. У нас даже под телекамерами происходят вбросы и другие преступления, которые надо приравнивать к захвату власти. Но виновники отделываются лишь лёгким испугом. У нас даже при сотнях тысяч контролёров вопиющие нарушения происходят. И сейчас подвергать опасности имеющуюся систему нельзя.
Мошенники используют ситуацию с ваучерами за отменённые авиаперелёты