Картинка

Актуально Цены на нефть марки "Брент" демонстрируют активный рост

19 мая 2020, 12:20

Персоны

Программу ведёт Елена Щедрунова.

Сейчас цены на нефть марки "Брент" находятся в районе 35 долларов за баррель. И все кивают по этому поводу на Китай, который восстанавливается, а потому начинает потреблять больше нефти. Мы можем робко надеяться, что Россия опять вернётся к столь любимой нами и не любимой многими "нефтяной игле"?

Станислав Митрахович: На самом деле тенденции противоречивые. Многие страны теоретически могут опять ужесточить карантинные меры, если будут опасаться прихода второй волны коронавируса. Это же не исключено? Поэтому с точки зрения восстановления спроса я бы не говорил, что все проблемы уже решены. Тем более что были уже новости из Америки, что часть сланцевых компании побежали восстанавливать добычу. "Блумберг" написал, что они открывают старые скважины. Потом компании стали возмущаться, что "Блумберг" запустил фейковую новость и что они старые скважины не открывали. А вот что они новые скважины запустили или использовали для переработки запасы, то это может быть. То есть, американские компании пытаются снять с себя ответственность за то, что они опять в большом количестве нефть на мировой рынок выбрасывают. Все могут сказать, что они во всём виноваты и зачем они так быстро начали. Действительно, есть такой риск. Здесь США могут сами себе создать больше проблем, потому что страны вроде России или Саудовской Аравии всё-таки при 30 долларах в большей степени способны выживать, чем американская сланцевая индустрия, для которой 30 долларов – это тот уровень, при котором она еле-еле дышит. А если нефть упадёт до 25 долларов, ей выжить будет совсем сложно.

Ну а Россия, условно говоря, может дольше протянуть. Некоторое время назад российские финансовые власти заявляли, что готовы жить несколько лет при цене нефти 30 долларов за баррель. 30 долларов рассматривались как низкая цена, которая тем не менее приемлема для России. Но когда Urals стал стоить в начале апреля по фактическим контрактам 10 долларов за баррель, Россия вернулась в ОПЕК+. Будем надеяться, что всё-таки ситуация стабилизируется, потому что 30 долларов за баррель – это тот минимум, при котором мы чувствуем себя более-менее стабильно и можем протянуть 6-10 лет. Главное, чтобы цена на нефть не была в районе 10 долларов за баррель.

Позитивный нюанс в том, что Саудовская Аравия взяла на себя дополнительное обязательство по ограничению добычи, поэтому отказывается, наконец, от демпинга, который саудовцы так упорно применяли в течение пары месяцев. Саудовская Аравия сейчас сокращает скидки для своих клиентов в Европе и Азии. Из Саудовского королевства пошли новости об увеличении налогов, о сокращении пособий, то есть ситуация в стране не такая замечательная, как они рисовали, говоря, что могут всё выдержать. Правда, в этом тоже может быть лукавство. Они показывают, что они как бы страдают, поэтому намекают России, чтобы та из сделки не выходила, выполняла обязательства и т.п. Но тем не менее рынок все равно реагирует позитивно на те новости, что у одного из производителей нефти, у Саудовской Аравии, пошли серьёзные сложности. Плохие новости для Саудовской Аравии означают хорошие новости для всех остальных.

В Америке ситуация не однозначная. С одной стороны, рекордное сокращение различного оборудования, которое используется для обеспечения объёмов добычи нефти. С другой стороны, новость о том, как только где-то стабилизируется ситуация, кто-то тут же пытается этим воспользоваться. И это тоже правда.

Что касается, почему Brent обгоняет WTI, но ведь сейчас заканчиваются торги за июньские фьючерсы. Примерно 20 мая это должно произойти. Так называемая экспирация происходит, когда нужно сделки выполнять, когда фьючерсы перестают быть абстракцией, а становятся реальными сделками. Этот тот самый момент, когда два мира встречаются: наш реальный мир и потусторонний мир фьючерсов в момент экспирации. И поскольку здесь есть риск, что кто-то не сможет его вовремя продать, возможно, WTI упадёт в цене. В реальности бывает до минусов, как это было в апреле. Но тем не менее в какой-то степени может быть падение. С Brent в этом смысле проще, там нет такой замкнутости на американский рынок, как у WTI, поэтому легче решать вопрос с хранилищами. Да и потребление, все надеются, всё-таки оживает, в том числе в Европе, потому что карантинные меры ослабляются.

Кстати, Urals продаётся и в Азию. Например, Китай увеличил закупки российской нефти именно марки Urals через трубопроводную систему ВСТО ("Восточная Сибирь – Тихий океан"). Нефть идёт в Китай по трубе, сколько возможно, больше не влезть ей. А вот дополнительные объёмы нефти Китай закупал именно марки Urals. Это тоже помогало ценам на отечественный сорт нефти и облегчало нашу ситуацию, по крайней мере, с точки зрения удерживания рынков. И с точки зрения, конечно, ценовой нам тоже становилось легче.

"Блумберг" заявляет о том, что Китай сейчас закупает почти столько же нефти, сколько он закупал в мае 2019 года. Тогда ситуация была нормальной. Небольшая разница заключается в том, что самолёты особо не летают в Китае и авиатопливо там особо не нужно. В условиях пандемии мы можем воспользоваться тем, чтобы вытеснить всё-таки Саудовскую Аравию с китайского рынка и фактически стать главным игроком на китайском рынке нефти?

Станислав Митрахович: Если в 2019 году Саудовская Аравия стала первой страной в мире по поставкам нефти в Китай, обогнав немного Россию, то в 2018 году, Россия была на первом месте. Поэтому вполне возможно Саудовскую Аравию переиграть, тем более что у нас запущена на полную мощность трубопроводная система ВСТО-2. Это произошло полтора года назад. Теперь там мы тоже по полной качаем. Мы имеем возможность продавать нефть в Китай, в том числе и Urals. И события начала весны 2020 года показывают, что Китай готов нефть марки Urals закупать. Да, по низким ценам, да, для заполнения своих хранилищ, пользуясь выгодной для себя конъюнктурой как покупателю. Но так и Саудовская Аравия тоже давала скидки. Прошло время, и она перестала давать скидки, она уже не в состоянии этого делать. Если Саудовская Аравия опять вернётся к скидкам, тогда давайте дальше ждать новостей на темы отмены пособий в Саудовской Аравии, недовольства гастарбайтеров, повышения налогов и т.п. Это для них тоже большой стресс. Поэтому Россия вполне может выйти как минимум на первое место по поставкам нефти в Китай и заодно ещё саудитов потеснить. Думаю, что это вполне реально. Тем более что были же случаи, что мы этого добивались в прошлом.

Ещё одна тема, что России надо тоже начинать закачивать нефть в нефтехранилища, нечего её по такой низкой цене по всему миру продавать. Что можно сказать по этому поводу?

Станислав Митрахович: Вообще в России есть, конечно, хранилища. У нас они не такие масштабные, как у некоторых других стран – США и Китая. Но эти страны всё-таки крупные потребители нефти, нам с нашей экономикой далеко до уровня потребления нефти, который имеется в США и Китае. Это всё-таки две главные страны мира по потреблению и вообще по экономике. Было подсчитано, что если бы у нас не было сокращений, которые предусматривались сделкой ОПЕК+ в новой её итерации, то тогда бы нам хватило хранилищ примерно на месяц. Но с учётом того, что всё-таки сокращение добычи происходит, а это с учётом того, что и в других странах сокращения происходят, такого масштабного давления на хранилища уже нет. По всей видимости, что-то туда мы ещё можем закачать. Кстати, я даже был сторонником этой идеи, что России не стоит торопиться брать на себя обязательства по соглашению ОПЕК+, тем более что там объективно всё-таки есть сложности, связанные с тем, что все берут на себя обязательства, а американцы ничего не подписывают. Если цена на нефть будет расти, они могут опять увеличить добычу. Такой минус есть у этой сделки. Так вот, в этих условиях, может быть, было бы лучше подождать, пока ещё у нас хранилища можно заполнять. Но фактически это сейчас и происходит. Потому что наши компании не торопятся мгновенно отчитаться о сокращении добычи по ОПЕК+. Они это делают, скажем, что обусловлено технологическими причинами, насколько это можно сделать, и экономической логикой. Поэтому, если есть возможность что-то закачать в хранилища, лишний раз не убивая скважины и ожидая роста спроса, так оно и правильно делать. Это действительно правильное решение, так и нужно поступать. Другое дело, что объём хранилищ у нас всё-таки не такой масштабный, как у Китая. Но в какой-то степени нам и Китай помогает. Он же покупает нашу нефть в свои хранилища. То есть, в какой-то степени он облегчает для России ситуацию, которая была бы хуже, если бы было нужно закрывать скважины, а потом либо новые бурить, либо тратить деньги на их восстановление. У нас с этим делом сложнее ситуация, со свободными мощностями, чем, например, в случае с Саудовской Аравией или США.

Хранилища, кстати, это хорошо. В некоторых странах думают, может им вложиться в хранилища в текущих условиях. По слухам, такие планы рассматривает, например, Лукашенко. Пусть попробует, в конце концов.

­Цены на нефть марки "Брент" демонстрируют активный рост

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация