Авторские материалы «Я дарю, но ты вернёшь»: как делить имущество незарегистрированным парам
Персоны
Любовь – любовью, а денежки – врозь. Верховный суд разъяснил, можно ли требовать назад деньги при гражданском браке. В основе был судебный иск москвича, который требовал от сожительницы вернуть потраченные на нее деньги. Два суда первой инстанции отказали мужчине. Это решение поддержал и Верховный суд. Все, что было потрачено на совместную собственность, досталось гражданской жене, поскольку было записано на нее. Как правильно оформлять совместные траты и даже подарки, если вы, что называется, «не расписаны», узнала корреспондент «Вестей ФМ» Марина Костюкевич.
Они считали себя семьей. Хотя штампы в паспорта не ставили. Вместе жили и даже строили общий дом. Но в какой-то момент отношения закончились, и пара рассталась. Женщина, считавшая себя гражданской женой, решила, что недвижимость, записанная на нее, остается ей. Мужчина решил по-другому: бывшей сожительнице – никаких подарков. Он подал в районный суд иск, в котором просил взыскать 6 миллионов рублей «необоснованного обогащения». В суде мужчина рассказал, что участок земли они приобретали на имя ответчицы. Потом на этом участке вместе построили дом. Но платил за это он – 9,5 миллионов рублей. Однако документами он может подтвердить лишь 6. Эти 6 миллионов он и просил ему вернуть.
В Гагаринском районном суде Москвы в удовлетворении иска отказали. Мужчина обжаловал отказ в Московском городском суде. Но и там с его требованиями к бывшей сожительнице не согласились и поддержали решение районных коллег. Истец был настойчив и дошел до Верховного суда. И здесь ему отказали в требованиях. Судебная коллегия по гражданским делам поставила точку: «никаких нарушений в предыдущих инстанциях нет». Мужчина тратил деньги «в силу личных отношений», когда они жили вместе.
И это – логично, говорит юрист, кандидат юридических наук, адвокат по семейному праву Виктория Дергунова. Пары, живущие в так называемом гражданском браке, должны понимать, что у них нет юридических прав как у супругов, чей брак заключен официально.
ДЕРГУНОВА: Он добровольно перечислял эти деньги, понимая, что между ними нет никаких обязательств. У нас, к сожалению или к счастью, сожительство не приравнивается к зарегистрированному браку. И стороны, которые принимают на себя эти риски, должны понимать, что если такие браки распадутся, то ни прав наследования, ни алиментных обязательств, ни прав собственности между ними не возникает.
Как известно, съезжаются люди по-хорошему, а расходятся по-плохому. Бывают ситуации более парадоксальные при таких расставаниях, рассказывает Виктория Дергунова. Например, люди могут делить общие траты на детей.
ДЕРГУНОВА: Люди живут вместе, у них есть дети от ранее заключенных браков, они их вместе содержат, оплачивают им учебу, а впоследствии, когда их союз распадается, они начинают требовать деньги, которые они вкладывали не только в общее имущество, но и в учебу детей, которые не являются общими. Но если вы уж взяли на себя эти риски, то такое противоречивое поведение не должно защищаться в суде.
Но это не значит, что закон совсем не защищает таких партнеров. Все подобные иски рассматриваются индивидуально. Просто важно понимать: если вы – не в браке, вы должны иметь доказательства своих трат. И тогда у вас будет шанс вернуть вложенное. В этом случае вам не придется доказывать «необоснованное обогащение» своего бывшего сожителя. Вы просто получите то, что и так вам принадлежит, поясняет юрист, руководитель коллегии адвокатов «Искрина и партнеры» Юлия Искрина.
ИСКРИНА: В случае гражданского брака обе стороны должны побеспокоиться о том, чтобы были доказательства внесения денежных средств, например, в покупку недвижимости; оформлять какие-либо объекты нужно в долевую собственность изначально сразу. Или регистрировать брак, или регистрировать имущество в долевую собственность. Это – самое простое решение в споре, в случае если стороны расстанутся.
Но как быть, если один из партнеров дарил, например, драгоценности или, скажем, аксессуары люксового сегмента? Ведь известны такие примеры, когда и сервизы, и сумки, и часы пытаются вернуть после расставания. Если опустить моральные соображения, то здесь у дарителя также есть возможность юридически «подстелить соломку», говорит Юлия Искрина.
ИСКРИНА: Подарки – они личные подарки и не подлежат возврату. Но если они были настолько дорогие, то, соответственно, надо брать расписку с другой стороны, что «я тебе дарю с отлагательным условием, что если мы расстанемся, ты мне вернешь». Безумие, но имеет место быть.
Возможно, просьба о такой расписке станет единственным и последним совместным документом пары. А может, наоборот, подтолкнет их к официальному заключению брака.