Авторские материалы Кто сказал, тому и деньги: к чему приведёт поощрение «полезного стукачества»
Персоны
На «просрочке» можно будет заработать. В Госдуме предлагают доплачивать покупателям за найденные в магазинах просроченные товары. Эксперты предупреждают о новой волне потребительского экстремизма: ради денег покупатели начнут подкидывать «просрочку» в магазины. Экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов продолжит тему.
Благую цель – убрать с полок просроченный товар – предлагают подпитать материально. Сегодня штрафы для магазинов за продажу продуктов с истекшим сроком годности доходят до 300 тысяч рублей. Но покупателям от этого положена только моральная компенсация, и то – через суд. Чтобы заинтересовать граждан чаще жаловаться, законодатели предлагают выплачивать половину штрафа тем, кто найдёт просрочку.
По задумке, магазины будут внимательнее следить за ассортиментом, и просрочка исчезнет. На деле всё будет не так радужно, рассказывает гендиректор юридической фирмы «Юрвиста» Алексей Петропольский. Большим магазинам сложно отследить просрочку в 1-2 дня, и их первыми завалят исками.
ПЕТРОПОЛЬСКИЙ: Человек, пробив товар на кассе, по его штрих-коду сможет сразу вызвать проверяющие инстанции, зафиксировать факт покупки просрочки и дальше предъявлять претензии по факту выплаты. И армия бабушек и людей, которые ходят в магазины каждый день, начнут, понимая, что можно заработать денег, сверять все товары. И закончится это тем, что магазины будут штрафовать каждый день.
Похожая схема «полезного стукачества» практиковалась на дорогах Москвы. Очевидцы фотографировали машины нарушителей на тротуарах и пешеходных переходах, отсылали фото на специальный сервис и получали бонусы. Впоследствии схему прикрыли после жалоб водителей на постановочные нарушения. То же ждёт идею платить за найденную «просрочку», полагает председатель «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов. Мошенники начнут подменять маркировку или «подкидывать» испорченные продукты, выдавать их за товары, лежащие на полке.
ПАВЛОВ: Инициатива в целом здравая – борьба с просрочкой. Но этот механизм, который предполагается, начнёт волну ажиотажа; мошенники быстро сориентируются и переключатся на эту сферу. В итоге торговые сети, чтобы компенсировать убытки – а штрафы за нарушение техрегламента достигают сотен тысяч рублей... Все эти издержки бизнеса приведут к подорожанию.
Шопоголики-экстремисты научились зарабатывать на магазинах бытовой техники, благо закон о правах потребителей это позволяет. Самый яркий пример: покупают телефон, нагревают в микроволновке и затем несут в ремонт. Определить, что конкретно сломалось и почему – очень тяжело. Мало какая экспертиза может установить факт именно такой порчи. Телефон проверяют долго, сроки обмена или возврата проходят, и покупатель через суд выбивает компенсацию на порядок больше, чем он заплатил за гаджет.
То же самое будет и с продуктовой просрочкой, говорят специалисты. Впрочем, в Совете Федерации не поддержали предложение коллег-депутатов. Там считают, что выявлять «просрочку» нужно, но требовать за это какой-то материальной компенсации нельзя. Как правило, персонал быстро реагирует на претензии и моментально убирает испорченный товар с полок.
Инициатива думцев грозит тем, что в магазинах не останется свежих продуктов, говорят эксперты. Место «скоропорта» на полках займут товары с «вечным» сроком годности. Лучшая идея – раздавать товары с истекающим сроком. Для этого торговцы просят налоговые льготы, которых пока нет.