Авторские материалы «Безобидные» беззубки: экосистеме Волги угрожают моллюски из Китая
Персоны
Нижнюю Волгу захватили гигантские моллюски. Учёные установили, что беззубки длиной четверть метра прибыли из Китая. Здесь они вытесняют местные виды беспозвоночных и создают проблемы для рыб. Что стало причиной такого стремительного распространения и какие виды оказались под угрозой, разбиралась корреспондент «Вестей ФМ» Екатерина Косинец.
Безобидные беззубки – привычные речные обитатели. Они всегда считались, скорее, помощниками, чем вредителями. Поедая микроорганизмы, они способствуют очищению водоёмов. Их даже рекомендуют использовать в качестве естественного фильтра для домашних аквариумов. Личинками питаются рыбы, а крупными особями (правда, в измельчённом виде) можно кормить аквариумных рыб – в них много цинка, йода и других полезных элементов.
Но для низовья Волги эти двустворчатые моллюски иностранного происхождения стали настоящей проблемой. Под угрозой – вся экосистема. Крупные беззубки (диаметром, порой, около 25 сантиметров) здесь широко распространились и, кажется, неплохо себя чувствуют. Сегодня в районе Астрахани доля китайских беззубок составляет до 40% от общего количества всех двустворчатых животных, которые там обитают.
Журналист-натуралист Александр Хабургаев говорит, что причиной такого массового распространения – слишком комфортные условия.
ХАБУРГАЕВ: То, что мы сейчас наблюдаем – резкое потепление климата, трансгрессия и регрессия Каспия. Вот сейчас идёт регрессия Каспия. Каспий мелеет. Это значит, в низовьях Волги становится очень много таких хорошо прогреваемых илистых мест. И в результате такая вспышка инвазионная у беззубки, у других беспозвоночных. Кстати, там появились полипы медуз, там появился мохнорукий китайский краб. Это потому что стало мелко и потому что стало хорошо прогреваться илистое дно.
Беззубки поедают местных беспозвоночных, тем самым лишая корма рыб. Но это ещё – не самый большой вред, который они наносят местной экосистеме. Губительным для рыб Волги стал глохидиоз: моллюски крепят свои личинки (глохидии) на жабры и тела рыб. Те паразитируют на них первое время своего развития. Так рыбы перестают получать кислород из воды. Если взрослым особям это просто доставляет сильный дискомфорт, то молодые рыбы задыхаются и умирают.
В качестве хозяев выбирают чаще карпов. Но учёные считают, что сокращение численности осетровых в Волге в какой-то мере тоже может быть связано с прогрессирующим глохидиозом. Но и рыбы не остаются в долгу. Они тоже иногда успешно используют двустворчатых в своих целях, продолжает Александр Хабургаев.
ХАБУРГАЕВ: Паразитизм – это ведь форма симбиоза. Кстати, рыбы тоже паразитируют на моллюсках. Горчак – есть такая рыбка – он откладывает икру, например, в раковину, в створки перловицы. То есть обратный паразитизм тоже в природе существует.
Учёные исследовали моллюсков-захватчиков и выяснили, что их родина – Китай. Изначально это – обитатели бассейна реки Янцзы. Оттуда они попали сначала в Казахстан. В 60-70 годах там заселяли толстолобика, карпа и амурского бычка. В Волгу они могли попасть около 20 лет назад – в начале двухтысячных. Об этом говорят годовые кольца на раковинах животных.
Путешествуют они не только в виде личинок на жабрах рыб, которых заселяют в те или иные районы или рыбные хозяйства. Моллюски часто становятся пассажирами кораблей, попадают туда с балластными водами. Это, кстати, известная проблема. Именно для того, чтобы предотвратить инвазии, на судах устанавливают специальные системы очистки балластных вод.
Но такие переселения видов всё равно происходят регулярно. И к по-настоящему критическим последствиям это пока не приводило, утверждает морской биолог, сотрудник биологического факультета Московского университета Дмитрий Жадан.
ЖАДАН: Вселение чужеродных видов случается постоянно, регулярно. В год, я думаю, десятки видов вселяются не в свои места обитания в мире. Каждый раз это приводит к каким-то изменениям в экосистеме более-менее заметным. Вселённый вид – сначала его численность растёт, он становится заметным, все начинают волноваться по этому поводу, например, как сейчас. Потом он занимает какое-то место в экосистеме. Честно говоря, я не знаю случаев, когда бы это приводило к каким-то катастрофическим изменениям.
Китайские моллюски есть и в Енисее, и в Оби. Но там они выбрали себе локальные участки, подогретые водами ТЭЦ, и на этом остановились. А условия в низовьях Волги стали комфортными, и тут они быстро размножились в огромных количествах.