Авторские материалы Не пьёшь, но заплатишь: нужны ли всем алкозамки?
Персоны
Пьяным водителям заглушат мотор. В России разрабатывают концепцию массовой установки автомобильных алкозамков. Минпромторг собирается простимулировать автопроизводителей ставить такие приборы в новых машинах. Правда, по мнению экспертов, устройство будет, скорее всего, недешевым, а его эффективность – сомнительной. Принцип работы алкозамков изучил корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.
Алкозамок чем-то напоминает обычный алкотестер: выдох, химическая реакция – и результат на экране. Только алкозамок в случае выявления промилле еще и блокирует зажигание. Так что машина не поедет. Пьяный водитель останется на месте и не будет угрожать своим неадекватным поведением дорожному движению. Более того, информация о состоянии автомобилиста посредством телематики автоматически поступит на пульт big data, и этот неприглядный эпизод в жизни водителя надолго отложится в базах данных.
В теории – всё просто, в жизни – намного сложнее. Уже сейчас понятно, что хитрые автомобилисты будут алкозамкам всячески противодействовать, уверен пресс-секретарь Национальной технологической инициативы «Автонет» Ярослав Федосеев.
ФЕДОСЕЕВ: Вот он садится в машину, заводит автомобиль и просто элементарно не дышит, задержав дыхание. Или же сажает на свое место трезвого водителя, а сам садится на сиденье пассажира. В дальнейшем машина заводится, они едут, потом останавливаются, меняются. Вот таким образом это можно обойти.
Есть и более сложная концепция алкозамка, когда дуть в него не надо, но он сам определят пары алкоголя в атмосфере салона. Причем постоянно. То есть если не смог выявить промилле на этапе зажигания, то потом, когда воздух наполнится парами алкоголя, всё-таки сработает.
Сразу же возникают вопросы. А если дышать при этом будут всего лишь выпившие пассажиры? Крайним окажется трезвый водитель. А самое опасное, что блокировка может произойти уже на ходу, размышляет Ярослав Федосеев.
ФЕДОСЕЕВ: В случае если алкозамок сработает и двигатель выключится, это может привести к еще большим ДТП на дорогах. В этом как раз и кроется основная недоработка такой технологии.
Для борьбы с обманщиками, возможно, придется добавлять видеокамеру, которая будет направлена на алкозамок, полагает автоэксперт Максим Егоров.
ЕГОРОВ: Какая система будет – не знаю. Подтверждение, камера или еще что-то. Понятно, что это дело нужно контролировать. Поэтому, вероятнее всего, если будут установлены самые простые системы, то я не вижу в них конкретного смысла. То есть, если мы говорим о коммерческом транспорте, любом абсолютно, – наверное, да, здесь можно массово устанавливать хорошие системы. А если мы говорим о массовом сегменте, о любых автомобилях, начиная от бюджетных до самых дорогих, то здесь возникает вопрос: какие конкретно системы ставить и каким образом контролировать тех самых водителей?
Производители алкозамков честно признают, что на пробу могут влиять лосьоны для бритья и прочие косметические средства, жидкости для полоскания рта и даже курение непосредственно перед началом поездки. Спиртовая "омывайка" стекол, кстати, тоже может дать сигнал к блокировке двигателя. Алкотестер к тому же устройство весьма дорогое и может повысить цену новой машины на 100 000 рублей. А ляжет дополнительная плата на плечи покупателей, констатирует Максим Егоров.
ЕГОРОВ: Учитывая, что по факту это – борьба за то, чтобы у нас было меньше ДТП, тем более с летальным исходом, наверное, это каким-то образом должно компенсироваться и субсидироваться государством. Потому что цель такого внедрения – обезопасить людей. А здесь получается такой момент, что, вероятнее всего, повесят на нас дополнительный груз. И мы придем в очередной раз в автосалон покупать заветный новый автомобиль и узнаем, что ценник на него на какой-то порядок выше – за счет того, что поставили некую услугу. А человек, допустим, по каким-то жизненным предпочтениям никогда не употребляет алкоголь. Но за эту функцию он заплатит.
Алкозамки – не российское ноу-хау. Их уже довольно активно используют в мире. Так, в Швеции алкозамки устанавливают в качестве стандартных опций при покупке автомобиля. Во многих странах их обязаны приобретать за свой счет те водители, которые ранее уже были пойманы на вождении в пьяном виде. А с 2022 года все новые автомобили, произведенные на территории Евросоюза, будут оснащать этими приборами. В России, кстати, алкозамки уже пробовали устанавливать на школьные автобусы. Но дальше тестов дело не пошло. И вот – новая попытка. Минпромторг разрабатывает концепцию массового использования автомобильных алкозамков. Представить ее должны уже к октябрю. О реальном же внедрении таких устройств говорить пока рано.