Авторские материалы Мало создать, нужно ещё и доставить: как правильно транспортировать вакцину от COVID-19

15 сентября 2020, 19:18

Персоны

Вакцина с доставкой: в Петербург прибыла первая партия препарата от коронавируса, разработанного в Центре им. Гамалеи. Разработать средство оказалось только половиной дела: особенности есть и при транспортировке. Многие вакцины при нарушении определенных условий могут потерять свою эффективность, что в случае с препаратом от COVID-19 сведет на нет все усилия специалистов. В чем основная сложность доставки "Спутника V"? Узнала корреспондент «Вестей ФМ» Александра Писарева.

"Спутник V" прибыл в Петербург: в город доставили первую партию вакцины от коронавируса. Препарат, разработанный в Центре им. Гамалеи, получила 40-я больница. В гражданский оборот вакцину выпустили лишь неделю назад. Северная столица оказалась в числе первых регионов, куда её направили. В том числе чтобы отработать механизм транспортировки, поясняет глава Минздрава Михаил Мурашко.

МУРАШКО: Этот лекарственный препарат имеет особые условия хранения и транспортировки. Мы налаживаем логистическую цепь во все регионы страны, обучаем персонал, и параллельно идет промышленная наработка большого количества доз вакцины. Уже 3 крупных производителя непосредственно работают в этом направлении.

Такой груз нельзя просто забросить в кузов или отправить почтой. Вакцины требовательны к условиям хранения и транспортировки (одни более "привередливы", другие – менее). От этого зависит их эффективность. Важнейший показатель – температура. Причем одинаково вредно и перегревать, и морозить вещества. Самыми термочувствительными на данный момент считаются вакцины от кори, полиомиелита, паротита и гепатита В. По данным ВОЗ, каждый четвертый препарат доставляется в испорченном виде.

И это несмотря на то, что во всем мире применяют методику под названием «холодовая цепь». Она прописана и в российских санитарных правилах. На всех этапах – от производства до складов и непосредственно мест инъекций – должен поддерживаться оптимальный уровень температуры. Чаще всего – в диапазоне от 0 до +8. Но если хотя бы одно звено выпадает, усилия остальных людей теряют смысл. На всех уровнях есть ответственные сотрудники, которые контролируют необходимые параметры, записывают в специальный журнал.

В бытовых условиях обеспечить такие показатели непросто. Вот так, к примеру, на родительском форуме описывается "технология" доставки из аптеки в поликлинику комплексной вакцины для детей.

МАМА: Первый раз везла в термосе, который лежал всю ночь в морозилке. Второй раз в аптеке дали термопакет со льдом. Хоть я и отказалась от него, но сказали: по-другому не продадут.

Вакцина от коронавируса вряд ли окажется в ближайшее время в аптеках, говорят эксперты, так что потребителям задумываться о правильной транспортировке препарата не придётся. Чего не скажешь о перевозчиках. Помочь им могут термоиндикаторы – они уже 20 лет используются при доставке многих вакцин. Это наклейки, которые меняют цвет при изменении температуры. Но в этом их главный минус: невозможно понять, сколько длилось негативное воздействие и к каким последствиям это привело. Зато такие индикаторы проще и дешевле изготавливать.

Дороже – терморегистраторы, датчики, с помощью которых считывают показатели с определенным шагом, что позволяет восстановить всю историю транспортировки. Еще более сложная технология – термометки: чтобы получить с них данные, контейнеры даже не нужно вскрывать.

Вряд ли у новой вакцины требования к температуре будут сильно отличаться от других препаратов, считает эксперт фармрынка Ирина Булыгина. Поэтому задействовать можно будет все существующие механизмы.

БУЛЫГИНА: Для противокоронавирусной вакцины, я думаю, как и для всех вакцин, температура должна быть +4 – +6. Перевозится она или в специальных контейнерах, или, если объем – большой, в машине. И в кабине у водителя лента постоянно фиксирует температуру. Первое, что изучают – ленту: смотрят, не нарушался ли температурный режим, когда машина была в движении.

Эксперты также опасаются краж вакцины, особенно на первых этапах доставки по миру. Медицинская техника и препараты во время пандемии были востребованы у преступников. В Испании в апреле украли медицинских масок и других расходников на 5 миллионов евро. Новая вакцина – лакомый кусок для злоумышленников. И к этому надо быть готовыми, продолжает эксперт фармрынка Ирина Булыгина.

БУЛЫГИНА: В нашем мире возможно всё. Попытки перехватить медизделия были предприняты даже в острый период пандемии, все об этом знают, те же США разворачивали самолет с грузом, предназначенным не им. Но я думаю, что груз при транспортировке будет, конечно, страховаться. И, наверное, еще и охраняться.

Специфика наверняка будет для всех видов транспорта. Но авиаперевозчики уже говорят, что массовая доставка вакцины от COVID-19 может стать для них огромной проблемой – об этом предупредили в Международной ассоциации воздушного транспорта. Необходимо будет задействовать большое число воздушных судов, специально подготовив их для этого.

А использовать самолеты придется: не во все точки можно довезти груз по земле. Например, тревожные данные приходят из Бразилии, Колумбии, Аргентины – вообще, каждый второй случай заражения в мире приходится на Южную и Северную Америку. Ситуация обостряется и в Европе, в частности в Австрии, Чехии, Великобритании, Испании, Франции. При этом переболевший человек продолжает "выделять" вирус в течение нескольких месяцев, рассказывает глава Роспотребнадзора Анна Попова.

ПОПОВА: У нас есть наблюдения (и такие же наблюдения – за рубежом), подтверждающие, что человек, переболевший вирусом, выделяет его еще какое-то время: по нашим наблюдениям – до 48 дня, по зарубежным – 90. Человек, у которого нет симптомов, он чувствует себя прекрасно, у него нет "клиники", но вирус он "выделяет".

Поэтому появления вакцины ждут все страны. И на российский вариант возлагают большие надежды. По последним данным, неприятные последствия вроде температуры, мышечной боли или слабости испытывает только каждый седьмой привитый. Но симптомы не сохраняются дольше суток.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация