Авторские материалы Мало создать, нужно ещё и доставить: как правильно транспортировать вакцину от COVID-19
Персоны
Вакцина с доставкой: в Петербург прибыла первая партия препарата от коронавируса, разработанного в Центре им. Гамалеи. Разработать средство оказалось только половиной дела: особенности есть и при транспортировке. Многие вакцины при нарушении определенных условий могут потерять свою эффективность, что в случае с препаратом от COVID-19 сведет на нет все усилия специалистов. В чем основная сложность доставки "Спутника V"? Узнала корреспондент «Вестей ФМ» Александра Писарева.
"Спутник V" прибыл в Петербург: в город доставили первую партию вакцины от коронавируса. Препарат, разработанный в Центре им. Гамалеи, получила 40-я больница. В гражданский оборот вакцину выпустили лишь неделю назад. Северная столица оказалась в числе первых регионов, куда её направили. В том числе чтобы отработать механизм транспортировки, поясняет глава Минздрава Михаил Мурашко.
МУРАШКО: Этот лекарственный препарат имеет особые условия хранения и транспортировки. Мы налаживаем логистическую цепь во все регионы страны, обучаем персонал, и параллельно идет промышленная наработка большого количества доз вакцины. Уже 3 крупных производителя непосредственно работают в этом направлении.
Такой груз нельзя просто забросить в кузов или отправить почтой. Вакцины требовательны к условиям хранения и транспортировки (одни более "привередливы", другие – менее). От этого зависит их эффективность. Важнейший показатель – температура. Причем одинаково вредно и перегревать, и морозить вещества. Самыми термочувствительными на данный момент считаются вакцины от кори, полиомиелита, паротита и гепатита В. По данным ВОЗ, каждый четвертый препарат доставляется в испорченном виде.
И это несмотря на то, что во всем мире применяют методику под названием «холодовая цепь». Она прописана и в российских санитарных правилах. На всех этапах – от производства до складов и непосредственно мест инъекций – должен поддерживаться оптимальный уровень температуры. Чаще всего – в диапазоне от 0 до +8. Но если хотя бы одно звено выпадает, усилия остальных людей теряют смысл. На всех уровнях есть ответственные сотрудники, которые контролируют необходимые параметры, записывают в специальный журнал.
В бытовых условиях обеспечить такие показатели непросто. Вот так, к примеру, на родительском форуме описывается "технология" доставки из аптеки в поликлинику комплексной вакцины для детей.
МАМА: Первый раз везла в термосе, который лежал всю ночь в морозилке. Второй раз в аптеке дали термопакет со льдом. Хоть я и отказалась от него, но сказали: по-другому не продадут.
Вакцина от коронавируса вряд ли окажется в ближайшее время в аптеках, говорят эксперты, так что потребителям задумываться о правильной транспортировке препарата не придётся. Чего не скажешь о перевозчиках. Помочь им могут термоиндикаторы – они уже 20 лет используются при доставке многих вакцин. Это наклейки, которые меняют цвет при изменении температуры. Но в этом их главный минус: невозможно понять, сколько длилось негативное воздействие и к каким последствиям это привело. Зато такие индикаторы проще и дешевле изготавливать.
Дороже – терморегистраторы, датчики, с помощью которых считывают показатели с определенным шагом, что позволяет восстановить всю историю транспортировки. Еще более сложная технология – термометки: чтобы получить с них данные, контейнеры даже не нужно вскрывать.
Вряд ли у новой вакцины требования к температуре будут сильно отличаться от других препаратов, считает эксперт фармрынка Ирина Булыгина. Поэтому задействовать можно будет все существующие механизмы.
БУЛЫГИНА: Для противокоронавирусной вакцины, я думаю, как и для всех вакцин, температура должна быть +4 – +6. Перевозится она или в специальных контейнерах, или, если объем – большой, в машине. И в кабине у водителя лента постоянно фиксирует температуру. Первое, что изучают – ленту: смотрят, не нарушался ли температурный режим, когда машина была в движении.
Эксперты также опасаются краж вакцины, особенно на первых этапах доставки по миру. Медицинская техника и препараты во время пандемии были востребованы у преступников. В Испании в апреле украли медицинских масок и других расходников на 5 миллионов евро. Новая вакцина – лакомый кусок для злоумышленников. И к этому надо быть готовыми, продолжает эксперт фармрынка Ирина Булыгина.
БУЛЫГИНА: В нашем мире возможно всё. Попытки перехватить медизделия были предприняты даже в острый период пандемии, все об этом знают, те же США разворачивали самолет с грузом, предназначенным не им. Но я думаю, что груз при транспортировке будет, конечно, страховаться. И, наверное, еще и охраняться.
Специфика наверняка будет для всех видов транспорта. Но авиаперевозчики уже говорят, что массовая доставка вакцины от COVID-19 может стать для них огромной проблемой – об этом предупредили в Международной ассоциации воздушного транспорта. Необходимо будет задействовать большое число воздушных судов, специально подготовив их для этого.
А использовать самолеты придется: не во все точки можно довезти груз по земле. Например, тревожные данные приходят из Бразилии, Колумбии, Аргентины – вообще, каждый второй случай заражения в мире приходится на Южную и Северную Америку. Ситуация обостряется и в Европе, в частности в Австрии, Чехии, Великобритании, Испании, Франции. При этом переболевший человек продолжает "выделять" вирус в течение нескольких месяцев, рассказывает глава Роспотребнадзора Анна Попова.
ПОПОВА: У нас есть наблюдения (и такие же наблюдения – за рубежом), подтверждающие, что человек, переболевший вирусом, выделяет его еще какое-то время: по нашим наблюдениям – до 48 дня, по зарубежным – 90. Человек, у которого нет симптомов, он чувствует себя прекрасно, у него нет "клиники", но вирус он "выделяет".
Поэтому появления вакцины ждут все страны. И на российский вариант возлагают большие надежды. По последним данным, неприятные последствия вроде температуры, мышечной боли или слабости испытывает только каждый седьмой привитый. Но симптомы не сохраняются дольше суток.