Авторские материалы Пропустил день – иди к врачу! Имеют ли детсады и школы право требовать справки от детей
Персоны
В детских садах и школах во многих регионах России введены строгие правила. Если дети отсутствовали по любой причине в этих учреждениях, вновь их туда пустят только вместе с документом от врача, подтверждающим, что никаких проблем со здоровьем у них нет. Таким образом администрации гарантируют себе защиту от претензий на случай, если в группах или классах произойдет вспышка заболевания. Но родители переживают, поскольку ребенок вынужден стоять за справкой в очереди в поликлинике, где могут оказаться и больные дети. Значит, теоретически любая справка быстро превратится в пустую бумажку. Так ли необходимы бюрократические перестраховки с медицинской точки зрения? Вопрос изучал обозреватель «Вестей ФМ» Сергей Артемов.
Новый учебный год: миллионы детей приходят в садики и школы. Многие приезжают с каникул, проведенных у жаркого моря, малыши и первоклассники впервые попадают в необычные для себя коллективы. Погода становится прохладной и сырой. Общеизвестно, что каждый сентябрь масса детей заболевает. Их иммунитет не успевает перестроиться. Дети обычно пережидали насморки-кашли-простуды дома – и все к этому привыкли. В нынешнем сезоне – все так же, кроме поправки на пандемию. Коронавирус меняет и методику работы сферы образования, и документацию, которую теперь завучи и старшие воспитатели требуют от родителей.
Справки чуть ли не на каждый чих. Буквально. Кстати, к государственным и муниципальным учебным заведениям сейчас предъявляются различные «Временные требования в условиях риска заражения коронавирусом». Так, в Москве они запрещают пускать в помещения садов, школ и вузов детей и студентов, зараженных COVID-19, или «контактников». Проверяется это в том числе справками. Если ребенок пропустил от 1 до 5 дней, родители должны написать заявление, подтверждающее, что в этот период контактов с инфекционными больными не было. Конечно, заверять подписью родители могут только свои приблизительные наблюдения – мол, ребенок не разговаривал ни с кем посторонним и не прикасался ни к чему лишнему, говорит доцент кафедры инфекционных болезней у детей Российского национального исследовательского медицинского университета им. Пирогова Иван Коновалов.
КОНОВАЛОВ: Никакие меры на 100% не работают. Однако если мы будем требовать не просто заявление родителей о том, что ребёнок не контактировал с «ковидными», а ещё и требовать, например, мазки ПЦР, то мы получим захлебывание, опять же, системы лабораторий – то, что мы видели, скажем так, на пике, в весенние месяцы. Поэтому, естественно, подобные меры носят характер этакого баланса между здравым смыслом, возможностями системы здравоохранения и реальностью. Да, ответственность должна быть разделена не только медицинскими работниками, но и родителями, которые подписываются, что у них нет информации о том, был ли контакт ребёнка с «ковидными» или нет. Потому что доподлинно это, естественно, никто знать не может.
А если отсутствие превысило 5 дней, нужно брать справку в поликлинике. Отчасти это положение основано на параграфе 2.4.1 «Санитарных правил и норм» от 2013 года. Вот только эта обязанность там возлагается только на родителей воспитанников детсадов. Ну а школы и вузы как раз временно подведены под требования на период эпидемии. И под инфекционными больными теперь, конечно, в первую очередь понимаются заболевшие коронавирусом.
Однако в ряде регионов, например в Уфе, как сообщают родители в соцсетях, некоторые директоры школ и садов пошли очень далеко в плане формальностей. Справки о здоровье требуют с детей, которые пропустили всего день. На деле получается, что после такого пропуска родители с детьми идут в поликлиники и сидят в очередях столь долго, что справку приходится выписывать на 2 дня. Куда неприятнее, что в той же очереди могут быть и родители с уже больными детьми. Заразиться так – пусть и не коронавирусом, к счастью, – очень легко. И счастье тут относительно, если только оно обошлось без дополнительных потерь и больничных листов взрослых. Да и ребенок, который, быть может, вчера вечером подхватил где-то опасный вирус, на приеме у врача наутро будет выглядеть еще вполне себе бодро, говорит Иван Коновалов.
КОНОВАЛОВ: Ребёнок может выглядеть больным, а может – абсолютно здоровым, при этом может быть вирусоносителем. И эта ситуация является, в общем-то, сложной не только по коронавирусу нового типа, но и для других респираторных инфекций это тоже характерно. Например, не привитые от гриппа дети могут в ряде случаев болеть "стёрто" и при этом заражать окружающих. Понимаете, в чем дело: даже без симптомов люди могут распространять эту инфекцию, а в какой именно момент инкубационного периода проявятся клинические признаки – тоже доподлинно сказать никто не сможет, тем более что дети коронавирусной инфекцией болеют чаще всего очень легко или вообще без симптомов.
Жалобы на излишнюю щепетильность касаются, разумеется, не всех администраций школ и садов. Поскольку, как выясняется, их вышестоящее руководство на чрезмерном рвении вовсе не настаивает.
Главное – любая просьба о предъявлении справок в детском саду или школе должна быть основана на распоряжении региональных властей, где четко указаны сроки пропусков, при которых справки необходимы.
Вот и в «Методических рекомендациях об организации работы в 2020 – 2021 годах», изданных Министерством образования и науки Башкортостана, есть упоминание о СанПиН. Среди них – и тот, что требует справок с дошкольников при пропуске более 5 дней. С дошкольников! В рекомендациях ничего не сказано об учащихся школ. Отсюда вывод: если администрация школы вдруг решила перестраховаться, то она нарушает и федеральные законы, правила и постановления, и региональные нормативы. А уж про справки за пропущенные дни, если их не более 5, – полная тишина в документе. И здесь родители должны думать сами, взвешивая все плюсы и минусы похода к врачу.
Коль скоро они решили, допустим, после одного пропущенного дня не идти за справкой, чтобы ненароком не заразиться, прогонять детей с порога школы или сада нельзя. Если администрация упорствует, родители в полном праве такую самодеятельность обжаловать в региональном министерстве или департаменте образования. Либо – в прокуратуре. В последнем случае для остроты восприятия не будет лишним добавить предложение об угрозе вынужденного заражения детей в ожидании справок в поликлиниках, а также указать фамилии тех, кто требует такие справки оформлять.