Авторские материалы Кто в ответе за сломанный лифт?
Персоны
Не везёт: студенты одного из столичных вузов сломали кабину лифта. Правда, по их словам, подъёмник сломался сам. Как бы то ни было, в итоге 10 человек больше часа провели в душном замкнутом пространстве и были вынуждены начать открывать двери с помощью однокурсников снаружи. Руководство вуза теперь имеет полное право взыскать с незадачливых пассажиров, которые набились в кабину сверх разрешенной нормы, стоимость ремонта оборудования. Этот частный случай ставит серьезные вопросы: кто должен приходить на помощь застрявшим в лифте? И имеют ли те право спасаться сами? В этом разбирался обозреватель «Вестей ФМ» Сергей Артемов.
В одном из корпусов Московского финансово-юридического университета сломался лифт. Двери закрылись, но кабина замерла на месте, заперев внутри десяток студентов. Все это довольно скоро выросло в проблему. На исходе часа вынужденного заточения у нескольких девушек начались приступы клаустрофобии и удушья. Крепкие же парни решили самостоятельно пробивать дорогу на белый свет. Помогли им в этом однокурсники, которые находились снаружи. Дружно распахнули двери, для девушек вызвали скорую, остальные разошлись по своим делам.
Как рассказали очевидцы, администрация вуза получила сигнал о происшествии, но до момента самоспасения ни технические службы, ни МЧС так и не появились. Студенты подозревают, что никто по экстренным телефонам из администрации не звонил. Почему не позвонили сами студенты? О том – тишина.
Лифт – общественный транспорт, который расположен в доме. Транспорт – особенный и технически опасный, и потому его обслуживанием почти никогда не занимаются ни управляющие компании в жилых домах, ни сервисы в производственных, административных, учебных или торговых помещениях. Ремонт и профилактика – забота специальных фирм, которые должны реагировать на сигналы тревоги из кабин или снаружи, если кабины не шевелятся.
«Должны» – слово эфемерное. Как быстро должны? Ответ на вопрос – уже ближе к теме. В России есть ГОСТ «О безопасности лифтов», изданный 6 лет назад в рамках техрегламентов Таможенного союза, более того – на основе европейских стандартов безопасности. Бумага не пустая. И в ней ничего не сказано про сроки приезда бригады механиков, однако четко указан другой параметр: все пассажиры, замкнутые в кабине лифта, должны быть эвакуированы оттуда в течение получаса, говорит замгендиректора Ассоциации «ЖКХ – Городская среда» Дмитрий Гордеев.
ГОРДЕЕВ: Надо понимать вот что: этот ГОСТ применяется на добровольной основе. Необходимо ли его соблюдать для выполнения технического регламента? Необходимо. Но сам по себе этот ГОСТ не является нормативным документом. Что отсюда вытекает? Что в договорах по обслуживанию лифтов, например, управляющая организация должна этот момент указать – раз, а собственники должны это обязательно указать в договоре управления многоквартирным домом. Если это – ТСЖ, то должно быть принято решение в его рамках. Вообще, надо понимать, что фактически этот срок в 30 минут на практике как нормативный воспринимается всеми – и судами, и контрольно-надзорными органами.
Значит, надо ждать полчаса. Невзирая, получается, на физический и психологический дискомфорт. А если бригада не приехала вовремя, то разбираться – по каким причинам? Разбираться, вероятно, даже в суде. Но – потом. И ни в коем случае не ломать лифт – ни изнутри, ни снаружи, предупреждает Дмитрий Гордеев.
ГОРДЕЕВ: Если находящиеся в лифте – понятное дело, что им очень-очень плохо и неудобно, – начнут бить по стенам, разбивать пульт, пытаться открыть двери, то, помимо самого урона этому лифту, они могут создать еще более опасную ситуацию – ну, например, начнут открывать двери, а там сработают какие-то блокировки, и уже той бригаде, которая приедет, будет намного тяжелее. Естественно, надо ждать. Если у человека клаустрофобия и так далее, надо тем, кто находится в этом лифте, максимально оказать ему помощь, но ни в коем случае не ломать подъёмник.
На пульте лифта есть кнопка вызова аварийной службы. На табличке внутри кабины указаны также контактные телефоны обслуживающей фирмы. Можно обратиться и по телефону «112» в МЧС. На той же табличке, между прочим, нанесены и правила пользования лифтом. Они там не для того, чтобы посмеяться, дескать, что мы, без инструкции кнопку нужную не нажмем? Они – для того, чтобы, если лифт рассчитан на 8 человек, допустим, туда не заходили 10. А именно это, по признанию самих студентов, произошло в университете. Кстати, сигнализация перегруза в кабине не работала, но и без нее превышать норму перевозки нельзя. А еще табличка нужна для того, чтобы, когда лифт по причине нарушения каких-либо правил сломается, у владельцев были все основания призвать нарушителей к ответу, замечает эксперт.
ГОРДЕЕВ: Если установлен предельный вес людей, если установлена их предельная численность, никто не должен это нарушать, как бы он ни торопился. Если люди сделали это, они виноваты, они будут нести ответственность за все последствия, потому что, независимо от причин, надо соблюдать все требования. И те, кто входят, и те, кто находятся уже, они имеют право сказать: "Товарищи дорогие, пожалуйста, не заходите, потому что это уже представляет опасность, вот видите, что тут написано?".
И да, владельцы лифта, будь то предприятие, организация, учебное заведение или – как совместные его владельцы – собственники помещений в жилых домах, всегда могут потребовать компенсации ущерба за его порчу. Тот, кто лифт сломал, должен оплатить его ремонт, а уж затем пусть выясняет с обслуживающей лифт фирмой, почему они не приехали быстро по вызову.
Так, очевидно, закончится разбирательство происшествия в столичном вузе. Непонятно лишь одно: что так манило студентов в лифтовой кабине, что они наплевали и на перегруз, и на актуальную сегодня социальную дистанцию? То есть дважды проигнорировали собственную элементарную безопасность.