Авторские материалы Свои самолёты и крылья свои: МС-21 и Superjet будут максимально отечественными
Персоны
Российский авиапром лишили импортных компонентов, заявили в Минпромторге. Речь прежде всего идет о композитах для перспективного лайнера МС-21 и новых версий Superjet. В ведомстве считают, что таким образом Запад пытается остановить российские проекты в области гражданского авиастроения. Как отечественный авиапром будет справляться с отсутствием импортных комплектующих, выяснял корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.
«Иностранные поставщики комплектующих для российской авиации единовременно отказались от сотрудничества с Россией», – заявил директор Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга Василий Шпак. Часть гласно, другая негласно проинформировала наши компании, что ни по действующим, ни по новым контрактам взаимоотношения с российскими авиастроителями продолжать не будут, добавил чиновник Минпромторга. Таким образом, по его словам, Запад пытается остановить российские проекты в области гражданского авиастроения.
Но на самом деле этой тенденции – уже несколько лет. Так, в начале прошлого года СМИ сообщили, что из-за введенных США санкций иностранные партнеры прекратили поставки материалов для композитного «черного крыла» МС-21. Такое поведение наших контрагентов президент Владимир Путин назвал хамством и охарактеризовал это как проявление «недобросовестной конкуренции». Тогда рассматривались 3 варианта решения проблемы. Первый – переход на китайские композиты, но они – тяжелее западных. Был и вариант полного отказа от композитов при производстве МС-21, но тогда наш перспективный лайнер утрачивал свои главные преимущества – сравнительно малый вес и экономичность. В итоге решили развивать собственную индустрию композитных материалов, напомнил заслуженный пилот России, член комиссии при президенте России по развитию авиации общего назначения Юрий Сытник.
СЫТНИК: Мы постепенно восстанавливаем наши заводы, наше материаловедение. И наши композиты пойдут в 2021 году уже полностью. Хорошо, что наши заводы и наши лаборатории будут работать по новым материалам.
Но, судя по словам Василия Шпака, одним запретом поставок композитов дело сейчас не ограничится. Под санкции может попасть широкая номенклатура изделий для авиапрома, начиная от двигателей и заканчивая электроникой. Но по всему этому спектру авионики также решено развивать собственное производство, говорит руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
ПАНТЕЛЕЕВ: Программа импортозамещения была запущена в середине прошлого десятилетия. Сейчас видны уже достаточно конкретные достижения по созданию различных комплектующих и систем именно для гражданского применения. Например, для самолета МС-21, а это – флагманский проект в области гражданской авиации России. Уже прошел испытания и получил сертификат отечественный двигатель ПД-14 для самолета МС-21.
Работы по созданию отечественных аналогов комплектующих находятся, по сути, на завершающей стадии. Правда, из-за запрета поставок высокотехнологичных агрегатов сроки производства новых самолетов придется слегка сдвинуть, дополняет Олег Пантелеев.
ПАНТЕЛЕЕВ: Уже сейчас можно говорить, что задержка составит 1,5 – 2 года. Конечно, мы не можем с полной уверенностью сказать, что не произойдет еще каких-то осложнений, спровоцированных деструктивной позицией зарубежных компаний. Но по самому сложному агрегату, а именно по крылу, выполненному из композиционных материалов, уже основные технические риски урегулированы. То есть найдены отечественные материалы, отработаны технологии производства.
Схожая ситуация, по словам экспертов, складывается и по самолету Superjet-100. В нём, напомним, изначально доля импортных комплектующих была гораздо выше, чем в МС-21. Но сейчас также уже запущен проект "русифицированного" Superjet. В нём доля комплектующих отечественного происхождения будет близка к максимальной.