Картинка

Авторские материалы «Производственный дефект»: как добиться бесплатного ремонта подержанной машины

31 октября 2020, 00:12

Персоны

Даже при покупке подержанной машины, у которой закончился гарантийный срок, можно требовать покрытия убытков от производителя. Правда, только в том случае, если обнаружится заводской дефект, который подтвердят независимые эксперты. Причем неважно, кто обратился с требованием – первый или второй владелец. С подробностями – корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.

Закон о защите прав потребителей в действии: не все знают, но даже по истечении официальной гарантии на автомобиль можно требовать у продавца устранения производственных дефектов. Обычно в расчет берут прописанный в документах срок службы товара. Но если он не установлен, то – в течение 10 лет, поясняет эксперт в области защиты прав потребителей, адвокат Алишер Захидов.

ЗАХИДОВ: Срок предъявления претензий по производственным дефектам составляет 10 лет. Если общий срок по защите прав потребителей при недостатках – 2 года, то вот по такого рода дефектам – 10 лет. То есть в течение 10-летнего срока лицо, которое фактически владеет автомобилем, имеет право предъявлять претензии производителю, уполномоченному импортёру – всё зависит от того, кто ещё работает на данный момент: импортера может и не быть, но зато может быть производитель в лице генерального представителя в России.

Причем неважно, выдвинул ли требование о покрытии убытков изначальный покупатель машины или она уже прошла с десяток рук. Главное – чтобы у новых ее хозяев были официальные документы купли-продажи.

Сама же история, которая дошла до Верховного суда, началась в 2012 году. Гражданин купил Audi A6. Спустя 5 лет и 250 тысяч километров машина загорелась. Через 2 дня после пожара первый хозяин продал ее чуть менее чем за полтора миллиона. Причем прежний и новый собственники поступили умно – заключили между собой договор уступки права требования к изготовителю, импортеру и продавцу, в том числе требования безвозмездного ремонта, дополняет Алишер Захидов.

ЗАХИДОВ: Тут масса вариантов. Договор может быть составлен на том моменте, когда первоначальный покупатель обратился к импортеру с претензиями из-за возгорания. Потом он оценил и сказал: "Я не хочу этим заниматься, у меня есть Алишер, я продам ему эту машину. Готов ли ты купить право требования к импортеру?". – "Да, готов. Вот я показываю договор переуступки права. Соответственно, теперь надлежащей стороной в этих правоотношениях буду выступать я. Ты уходишь в сторону. И я занимаюсь всеми юридическими процедурами. И могу поставить эту машину на учет. Поскольку я являюсь теперь новым владельцем".

С этим договором новый хозяин обратился к автодилеру и потребовал провести бесплатный ремонт. И хоть экспертиза показала, что машина загорелась из-за производственного дефекта, ремонтировать ее отказались. Тогда автомобилист подал в суд. Дальше была уже судебная экспертиза, которая подтвердила версию о производственном дефекте. И обозначила стоимость ремонта – 1 600 000, что даже больше рыночной цены автомобиля. Однако суды сначала в бесплатном ремонте все равно отказали. Они посчитали, что, приобретая автомобиль, новый хозяин знал о случившемся пожаре, а значит, проблемы машины не были «выявлены в процессе эксплуатации». Поэтому, мол, у импортера и не возникло перед новым автовладельцем никаких обязательств.

Точку над «i» поставил Верховный суд. Он рассуждал примерно так. Не играет роли, сколь долго гражданин пользуется машиной. Если он владеет ею на законных основаниях, то обязательства перед ним у производителя точно такие же, как перед первым покупателем. Но, опять же, только в том случае, если речь идет именно о производственном дефекте, напоминает автоюрист Лев Воропаев.

ВОРОПАЕВ: Именно экспертиза должна установить, что был допущен заводом-изготовителем дефект. Из-за которого впоследствии и возник вот в данном случае пожар в этом транспортном средстве. Во всех иных случаях, если этого дефекта нет или не доказано, что он возник по вине завода-изготовителя, вам будут правомерно отказывать, что на практике и происходит. Я и говорю – уникальный случай. Потому что очень тяжело доказать, что дефект возник именно изначально на производстве.

Если вернуться к нашей истории, то Верховный суд отправил дело на пересмотр в первую инстанцию. Если она исполнит решение Верховного суда, то Audi отремонтируют бесплатно. А новый владелец сможет выгодно ее в очередной раз перепродать.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация