Авторские материалы Какой учитель лучше? Критерии оценки профессионализма педагогов снова изменят

16 ноября 2020, 21:13

Персоны

Школьным учителям перенесут квалификационные экзамены – процедуру, которую каждый педагог обязан проходить раз в несколько лет. Кроме того, депутаты Госдумы считают, что требования к учителям слишком строгие, и предлагают упростить условия испытаний. Как сейчас экзаменуют учителей и почему критерии их оценки необходимо изменить, выяснила корреспондент «Вестей ФМ» Екатерина Косинец.

Учителя тоже сдают экзамены. И делают это регулярно. Выпускникам педагогических вузов дается 3 года на то, чтобы стать учителем. Если за это время молодой специалист не ушел в декретный отпуск, в армию или не поступил на очную форму обучения в аспирантуру, то спустя 3 года он должен либо повысить свою категорию, или покинуть школьные стены.

Пройдя аттестацию, можно стать специалистом. Но для этого придётся каждые 5 лет подтверждать профессиональное соответствие. А можно снова повысить категорию до первой или сразу до высшей.

Кроме престижа и удовлетворения амбиций, статус даёт прибавку к учительской зарплате. Правда, её размер зависит от региона. В Москве и Петербурге она ожидаемо выше, чем на периферии.

Для того чтобы повысить свою категорию и даже немного улучшить материальное положение, педагог должен пройти курсы повышения квалификации. А ещё выступить на методической конференции, подготовить победителя городской, а лучше – всероссийской олимпиады по своему предмету. А затем представить набор документов для аттестации. По мнению первого зампреда Комитета Госдумы по образованию и науке, члена фракции КПРФ Олега Смолина, необходимо найти инструменты, которые способны показать срез знаний всех учеников педагога.

СМОЛИН: Высокий уровень знаний всех учеников важнее, чем достижения отдельных ребят. Так считали японцы. На этом, кстати, и построили своё японское «экономическое чудо» в послевоенное время. Ну и такая же позиция была и у нас в Советском Союзе. Бывает так, что учитель ради получения категории занимается больше одним "олимпиадником", чем всем остальным классом.

Смолин уточняет, что не предлагает вовсе отказаться от подготовки способных учеников к олимпиадам, а лишь перестать рассматривать такие достижения как приоритетные.

Если раньше приходилось собирать заседание аттестационной комиссии, то с 2014 года в большинстве регионов можно просто создать аккаунт на едином портале. Для подтверждения категории туда нужно загрузить только подписанную руководством характеристику. Подпись, кстати, тоже электронная.

Для повышения категории – добавить отчёты по всем проведённым мероприятиям, информацию о профессиональных достижениях за последние годы, оформленную в виде типовой таблицы. Комиссия рассматривает и одобряет (или отклоняет, что редкость).

Такая система работает уже несколько лет. То есть когда мы еще ничего не знали о пандемии коронавируса, а дистанционное обучение внедряли только передовики, повысить свой педагогический статус уже можно было не выходя из дома.

Директор Санкт-Петербургского лицея №369, председатель Ассоциации молодых педагогов России Константин Тхостов считает, что, помимо удобства, новый формат внёс в процесс аттестации немало спорных вопросов. По его словам, любые коррективы, которые могут быть предложены, нужно вводить особенно осторожно.

ТХОСТОВ: Здесь очень важно не наломать дров. Потому что в своё время, когда мы отошли от традиционной формы аттестации учителей, которая начиналась с посещения уроков учителями-методистами и оценки этих уроков на предмет заявленной категории, дальше произошёл перевод на вот эти факторы, максимально удалённые от человеческих. То есть уже не эксперты визуально дают оценку соответствия занимаемой квалификационной категории, а те документы, которые учитель предоставляет в аттестационную комиссию. И тут масса вопросов – соответствуют ли представленные бумаги квалификации педагога или нет.

По итогам опроса, проведенного ОНФ, четверть респондентов заявили, что результаты не отражают реальной картины профессиональных навыков учителя. Почти каждый третий считает профаттестацию формальной процедурой. И только 17% безоговорочно доверяют решению аттестационной комиссии.

Так или иначе, критерии оценки педагогического профессионализма то и дело становятся поводом для обсуждений.

Пока для всех, у кого подходили сроки подтверждения квалификации, Минпросвещения отложило аттестации до апреля следующего года. В условиях пандемии решили не создавать педагогам дополнительную нагрузку. Им и так пришлось в короткие сроки осваивать методики и технологии дистанционного обучения. Но как только эпидемическая ситуация позволит работникам образования вернуться к работе офлайн, депутаты Госдумы планируют предложить новые критерии проверки соответствия профстандарту. К примеру, ученики старших классов прекрасно понимают, кто из учителей более всего повлиял на уровень знаний, выбор будущей профессии и юношеское мировоззрение в целом. Первый зампред Комитета Госдумы по образованию и науке, член фракции КПРФ Олег Смолин предлагает в оценке работы педагога опираться прежде всего на мнение учащихся.

СМОЛИН: Я бы в старших классах и в вечерних школах (где они сохранились) решился опросить мнения учеников об учителе. Что же касается оценки знаний, здесь ситуация более сложная. Одно дело, когда учитель работает в элитной школе, другое дело – где-нибудь в школе, где учатся и такие, и сякие, и дети мигрантов, и дети с инвалидностью. Здесь по-хорошему надо было бы учитывать не просто результаты проверочных работ, но и положительные сдвиги в уровне знаний учеников, если они произошли. Это не очень простая методика, но она возможна.

Различные авторские образовательные методики уже предлагали оценивать не только учителей, но и учеников, исходя из их личной динамики, безотносительно соответствия программе. Такие технологии, конечно, помогают мотивировать детей к обучению. Но вместе с этим создают обманчивое представление о собственном уровне знаний. К тому же не дают объективного представления о шансах поступления в вуз.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация