Авторские материалы «Дистанционка» того не стоит: студенты хотят пересчитать стоимость обучения в суде
Персоны
Контролировать качество дистанционного образования должны сами вузы, заявили в Министерстве образования и науки. Реакция последовала в ответ на требование студентов МГУ вернуть им часть средств за обучение – иск подготовили два десятка человек. Они считают, что “удаленку” назвать очной формой учёбы никак нельзя. А значит, и стоить она должно дешевле. Похожие вопросы с весны поднимают студенты по всей стране. В Госдуме уже задумались о создании законодательной инициативы для урегулирования проблемы. Однако пока решения нет. А эксперты опасаются, что пандемия может привести к оттоку абитуриентов из ведущих вузов. С подробностями – корреспондент “Вестей FM” Александра Писарева.
Студенты против МГУ: коллективный иск к вузу готовы предъявить два десятка человек. Они учатся по контракту. И хотят вернуть часть средств – как за оплату общежития, которое из-за введения “дистанционки” некоторые покинули, так и за само обучение. Студенты уверены: качество образования при переходе на удаленный режим ощутимо упало. Университет оказался не готов технически – трансляции “виснут”, иногда из-за проблем с сервером пары вообще приходится отменять. Доступа в лаборатории и библиотеки, понятно, тоже нет. Проблемы испытывают и преподаватели – от отсутствия техники до неумения её использовать и непонимания, как подавать материал вне аудитории. Как жалуются студенты, программа под “дистанционку” была переделана на ходу. Некоторые из них считают: обучение ухудшилось на 80%. Впрочем, этот факт предлагают установить специализированной структуре. И, исходя из ее оценки, определить сумму – пересчитать просят за 2 семестра. Речь идёт о немаленьких деньгах: так, год обучения на юридическом факультете в МГУ в бакалавриате обходится в 455 тысяч рублей. На факультете журналистики – в 391 тысячу. Столько же – на философском. То есть заметной будет даже десятипроцентная “скидка”.
Вопрос в том, что проверка какого-то агентства будет стоить больших денег. Иных способов доказать ухудшение качества образования не так много: можно принести в суд распечатку длительности онлайн-лекций или список возникавших технических сбоев, чтобы документировать разницу с учебным планом.
А вот преподавателям доказывать изменение качества услуг не надо – они и сами всё видят. Комментирует завкафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ Леонид Головко.
ГОЛОВКО: Речь не идет о специфике МГУ, это общая проблема в стране, но понятно, что дистанционные формы образования по качеству значительно ниже нормальных, очных форм, это бесспорно. И это касается абсолютно всех дисциплин.
Этот вопрос студенты поднимают не впервые – некоторые обращались с просьбами о пересчете стоимости обучения ещё весной, просто раньше до суда дело не доходило. Очевидно, что по некоторым специальностям “удаленка” ударила сильнее, говорит председатель Всероссийского студенческого союза Олег Цапко.
ЦАПКО: Если гуманитарные специальности на “удаленку” перешли более-менее нормально (хотя, конечно, с точки зрения развития гибких навыков, soft skills так называемых, они, конечно, сейчас тоже пострадали), то студенты, которые учатся по техническим специальностям, не имеют доступа в лаборатории, библиотеки. Конечно, есть онлайн библиотеки, но некоторые материалы все ещё хранятся только в печатном виде, а доступа нет. Технические специальности, естественно-научные пострадали сильнее.
Также в списке наиболее пострадавших – творческие специальности. К примеру, актёрское мастерство или рисунок по Skype осваивать тяжело.
Хотя многое зависит не от специальности, а от конкретного вуза, считает профессор кафедры математической экономики ВШЭ Григорий Канторович. Некоторые учебные заведения были лучше готовы к новому формату обучения.
КАНТОРОВИЧ: Упало ли качество образования? Да, думаю, что упало. И по-разному для разных вузов и групп населения. По нашему опыту, в тех университетах, где была инфраструктура, преподаватели которых были более мобильны и смогли включиться в новое для них дело, падение было не столь сильное. Трудности в основном в контроле знаний студентов.
На “дистанционке” предполагается сдавать и сессию. В сети – десятки лайфхаков, как обмануть экзаменатора онлайн. Впрочем, преподаватели тоже готовы дать отпор – по опыту летней сессии придумывают свои хитрости.
Однако многие студенты гонятся не за оценками, а за знаниями. Даже предполагают, что могут уйти в менее престижный вуз – просто ради диплома. А информацию будут получать на интернет-курсах, которые давно практикуют удаленное обучение. Действительно, может начаться отток студентов из ведущих вузов, рассуждает доктор юридических наук Леонид Головко.
ГОЛОВКО: Если ситуация затянется, то для многих студентов, в том числе талантливых, вопрос выбора вуза будет решаться, исходя из сугубо коммерческих вещей, а не их способностей, интересов. Потому что сидеть дома у себя где-то в регионе, платить бешеные деньги и при этом не иметь профессиональной интеграции (потому что очное обучение – это еще и профессиональная интеграция) – какой смысл тогда? Чтобы по Zoom там что-то освоить в онлайн-формате?
С другой стороны, это студентам кажется, что университетам обучение стало обходиться дешевле – мол, не используют аудитории и лаборатории, банально не “жгут” электричество и так далее. Но чтобы обучение было эффективным, наоборот, приходится вкладывать средства. И чем менее продвинутым был вуз изначально – тем больше ему предстоит делать вложений. Деньги нужны на оборудование, обучение преподавателей, наём технических специалистов для поддержки системы и так далее. То есть, прося скидку, учащиеся делают хуже себе. А вопрос выбора учебного учреждения перед студентами стоял всегда. И цифры по поступившим в этом году опровергают негативные прогнозы, отмечает профессор кафедры математической экономики ВШЭ Григорий Канторович.
КАНТОРОВИЧ: Всегда перед студентом стоит выбор: идти ли на платной основе в сильный вуз или в менее сильный на “бюджет” или за меньшую стоимость. Лето этого года показало очень неожиданный результат: в ведущих вузах – в РАНХиГС, в МГУ, у нас в “вышке” – число "платных студентов" увеличилось. Это выбор каждого студента, но похоже, что люди не хотят выбрасывать деньги, а хотят получить лучшее образование.
Эксперты отмечают: очная учеба на “дистанционке” – это не заочка. То есть нельзя сравнивать их стоимость, потому что процессы совершенно разные. Тем не менее, на призыв студентов в конце сентября отреагировали в Госдуме – там заговорили о законодательной инициативе, которая бы позволила учащимся рассчитывать на скидки. Но только в том случае, если в вузах действительно нет никакой инфраструктуры для дистанционного образования. В ряде учебных заведений перерасчет провели по инициативе администрации. А вот судебный иск тут вряд ли поможет, считает адвокат Андрей Князев.
КНЯЗЕВ: Если один иск будет удовлетворен, то и все остальные тоже смогут требовать какую-то скидку за обучение. Но доводы студентов обоснованны. Люди специально выбрали очное образование, а заочно за такие деньги можно и в Оксфорде образование получить. Но так как появились форс-мажорные обстоятельства и переход на “дистанционку” был вынужденным, то иск может не получить судебной перспективы.
В МГУ уже отреагировали на требование студентов – там отметили, что университет принял все меры для сохранения непрерывности образования в полном соответствии со стандартами и учебными программами. В Министерстве образования заявили, что контролировать качество обучения должен именно вуз. Но в целом по стране “провала в знаниях” в ведомстве не видят. О том, что студенты должны решать вопросы со своими вузами, а не с министерством или правительством, ранее говорили многие эксперты. С другой стороны, платное обучение – это услуга. Договор на её оказание заключается между абитуриентом и институтом. А значит, учащиеся вправе отстаивать потребительские права в суде.