Авторские материалы Треш-стримам не место в Интернете
Персоны
В Совете Федерации предложили сажать в тюрьму на 6 лет за так называемые треш-стримы. Это видеотрансляции в Интернете, где над людьми издеваются по заказу зрителей. Кардинально решить проблему сенаторы предложили после стрима Станислава Решетняка: во время длительной онлайн-трансляции на глазах у зрителей умерла девушка. Мужчину арестовали как обвиняемого по делу о причинении тяжкого вреда здоровью. Подробности расскажет корреспондент «Вестей ФМ» Александр Санжиев.
Треш-контенту не место в Интернете. В Совете Федерации против "страшных стримов" в Сети, говорит автор поправок, председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков.
ПУШКОВ: Мы должны ввести поправки в законодательство, которые запретят стримы как таковые. Здесь, кстати, мы можем полагаться и на сотрудничество зарубежных интернет-платформ. Они сами пытаются бороться с этим явлением, хотя это достаточно сложно.
Так называемые треш-стримы – это трансляции некоего события через камеру компьютера или смартфона. В последнее время они захлестнули Интернет. Стример запускает прямой эфир, к нему подключаются другие пользователи Сети, комментируют и платят деньги. Добровольные пожертвования называются «донатами». Привлечь больше аудитории шокирующими вещами и заработать максимум при минимуме затрат – вот главная цель блогеров.
Любопытно, что история треш-стримов начиналась с обычного комментирования компьютерных игр. Зрелище для некоторых и сейчас захватывающее. Но виртуальных убийств вскоре словно оказалось мало, и блогеры начали применять новые методы. Сенсация на жестокости и насилии стала нормой для некоторых блогеров. Они чувствуют свою безнаказанность. Стримы транслируются совершенно открыто на популярном видеохостинге, без каких-либо возрастных ограничений, а ведь большая часть их аудитории – несовершеннолетние.
Один из недавних стримов закончился трешем – в прямом смысле слова. Девушка, присутствовавшая в комнате блогера Станислава Решетняка, скончалась в прямом эфире. Перед этим блогер выгонял ее на улицу без верхней одежды, девушка стучалась в дверь и говорила, что сильно замерзла, но Решетников ее не пускал. Позже, когда блогер обнаружил подругу в бессознательном состоянии, он запустил прямой эфир и затащил девушки в комнату, пытался реанимировать: бил ее по щекам, делал массаж сердца. Однако приехавшие врачи скорой помощи констатировали смерть.
Ранее этот же блогер издевался над молодым человеком: бросал его в яму, обливал зелёной жижей. Правда, тогда все это оказалось постановкой, и так называемый пострадавший не стал жаловаться в правоохранительные органы. А вот после смерти девушки уголовное дело возбудили автоматически. Поэтому вместо «донатов» и «лайков» 30-летнему треш-блогеру грозит крупный срок. Мужчина сейчас арестован, ему вменяют статью «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть». Но это уже наказание за преступление. В Софведе же хотят предотвращать такие случаи. Мол, нет треш-стрима – нет и потерпевших, говорит руководитель юридического центра Денис Хузиахметов.
ХУЗИАХМЕТОВ: Единственно возможным методом является запрет на распространение подобной информации. Но здесь мы становимся перед проблемой: в погоне за сенсацией лавинообразно начинают её распространять.
В октябре видеоблогер Андрей Бурим несколько раз ударил девушку лицом об стол. Молодой человек пришел в ярость после того, как девушка попросила его раздеться. Позже блогер признал вину и даже принес свои извинения пострадавшей. Однако она все же написала заявление в полицию, и в отношении стримера возбудили уголовное дело.
Контролировать контент большого количества блогеров сейчас достаточно сложно. Специалисты заявляют: проблему нужно решать глобально, вплоть до полной блокировки каналов подобных стримеров. Более того, блогеры должны осознавать, какая им может грозить ответственность за треш-контент.
Так, недавно глава комиссии по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков предложил внести изменения в статью "О возбуждении ненависти либо вражды и унижении человеческого достоинства". По словам парламентария, изменения будут предполагать 3 типа наказания: штраф, общественные работы и лишение свободы на срок от 3 до 6 лет. Если речь идет о прямом участии или соучастии в убийстве, то этот срок может быть и больше.
Из-за того, что изменение закона еще только обсуждается, остается ряд вопросов, на которые пока нет точных ответов. Например, кто будет отслеживать подозрительный контент в прямом эфире? Как отличить шутку от реального насилия? Как быть со стримерами, которые вещают из-за рубежа и на которых не распространяются российские законы? И самое главное: на какой орган ляжет обработка сотен часов видеоконтента? Ответы на эти вопросы, вероятно, появятся позже, когда пройдут консультации со специалистами и будет написан текст документа.