Авторские материалы Во Франции вводят «индекс ремонтопригодности» бытовых приборов
Персоны
С этого года при покупке бытовой техники французы смогут ориентироваться не только на её цену и энергопотребление, но и на ремонтопригодность. Производителей и продавцов обязали информировать об этом покупателей наклейками разных цветов: от красного (не подлежит ремонту) до ярко-зеленого (можно починить легко и недорого). Рассказывает собственный корреспондент «Вестей ФМ» во Франции Александр Зуев.
Во Франции один из самых популярных у мошенников приёмов – выдавать себя за специалистов по ремонту бытовой техники. Даже не пытаясь исправить поломку, например стиральной машины, они рассказывают, что к этой модели больше не выпускаются запчасти или что ремонт обойдется так дорого, что проще купить новую, и удаляются, взяв немалую плату за свой визит. При этом во многих случаях они оказываются правы.
В 2020 году лишь 40% сломавшихся электроприборов были отремонтированы. Остальные отправлялись на свалку и заменялись на новые. Но то, что хорошо для компаний-производителей бытовой техники, плохо для потребителей и окружающей среды. Французское правительство решило исправить эту ситуацию, обязав производителей и продавцов электробытовых товаров маркировать их цветными этикетками, разделив на 10 категорий: от красной, которая означает, что в случае поломки вам придется купить новый прибор, оранжевой, предполагающей обращение в специализированную мастерскую, и до зеленой, указывающей, что вы можете его недорого отремонтировать в обычной мастерской или даже самостоятельно.
«Индекс ремонтопригодности» определяется по целому ряду параметров, среди которых – обязательное наличие схемы прибора (часто их нет в пакете документов), возможность его разобрать, приобрести запчасти, цена на них.
Пока это требование касается только стиральных машин, газонокосилок, а также телевизоров, ноутбуков и смартфонов, у которых, например, должна быть предусмотрена возможность самостоятельно поменять разбитый экран. В будущем список расширится.
Штрафы для тех, кто проигнорирует распоряжение правительства, предусмотрены небольшие – до 15 тысяч евро, и взыматься они будут только с будущего года. Но эксперты считают, что и без этого цвет этикетки повлияет на репутацию компании-производителя у покупателей, а значит, и на уровень продаж.
Французские власти рассчитывают, что эта мера поможет в течение нескольких лет увеличить долю отремонтированных бытовых приборов до 60%, снизив нагрузку на экологию. Также это – часть плана по борьбе с так называемым запрограммированным износом, к которому прибегают некоторые компании, например производители принтеров, чтобы увеличить продажи.
Франция пока – единственная страна, которая внедрила маркировку ремонтопригодности. Хотя в прошлом году за такую меру проголосовал Европарламент. Его решение не имеет юридического веса, а лишь служит указанием Еврокомиссии начать работу над этим вопросом. А значит, через некоторое время французский опыт будет распространен на все страны Евросоюза, и больше не придется опасаться мошенников, выдающих себя за мастеров по починке стиральных машин.