Авторские материалы Картофель разного калибра: нужен ли такой покупателю?
Персоны
На полках магазинов может появиться картофель экономкласса: в одной упаковке – корнеплоды разного размера, от мелких до крупных. Цена на него, как предполагается, будет ниже, чем на овощи одного "калибра". Представители ретейла пока обдумывает это предложение и прикидывают, насколько выгодна такая позиция для них. А вот будет ли интересно это предложение покупателю, узнала корреспондент «Вестей ФМ» Марина Костюкевич.
Универсальный картофель. Производители самого популярного овоща предлагают ввести новую категорию – картофель экономкласса. Фасованный, упакованный, неоткалиброванный. Это когда в одной сетке по 2, 3 или 5 килограммов корнеплоды расширенного размерного ряда: мелкие, средние, крупные. 35 – 55 миллиметров. Потребитель сам на кухне уже разберется, что пойдет на суп, а что – на пюре. Откалибрует за фермера, говорит руководитель аппарата Картофельного союза Татьяна Губина.
ГУБИНА: Вы когда возьмете сетку, там обнаружите и мелкий, и крупный картофель. Это не сказывается на его качестве. Он такой же будет хороший для варки, для жарки, для запекания, но только неоткалиброванный. Подобная категория позволит нам несколько сократить отходы предпродажной подготовки – это первое. Второе: позволит уменьшить процент отхода от стандартной части и предложить потребителю через торговые сети хороший товар, но вот с такой особенностью.
Потребитель тоже не внакладе. Стоить картофель экономкласса будет дешевле стандартных "собратьев", продолжает Татьяна Губина.
ГУБИНА: По этому году мы предполагаем, что это порядка 10 – 15%. Это среднее я беру по России. Естественно, у каждого товаропроизводителя – своя экономика.
И хотя считается, что все сети строго требуют калибровку каждой партии, на деле в магазинах самого разного уровня можно встретить горы разнокалиберного картофеля. И введение новой категории расставит наконец-то овощи по полкам, чтобы не приходилось потребителю выбирать в общей корзине то, что подходит. Пока, правда, в магазинах не спешат освобождать полки для упаковок картофеля экономкласса. Не каждый супермаркет возьмется торговать такой продукций, говорит эксперт рынка ретейла Сергей Кузнецов. И это объяснимо экономически.
КУЗНЕЦОВ: Кто-то продает картошку в достаточно широком ассортименте, а есть сети, которые продают только один вид картофеля. Здесь могут возникать определенные сложности. У некоторых сетей это будет вызывать дополнительные издержки. Это и хранение внутри магазина, и места для продажи такого картофеля.
Не стоит думать, что двери перед картошкой экономкласса закроют только магазины премиум-сегмента. Это будут и обычные мини-маркеты. Там ее попросту некуда будет разместить. Заинтересоваться "разнокалиберным" овощем могут гипермаркеты, рассчитанные на самого разного потребителя, где такой товар вполне может быть востребован. Хотя это тоже не факт, считает Сергей Кузнецов. Покупатель привык к стандартным размерам и на новый продукт может и не обратить внимания.
КУЗНЕЦОВ: Наш потребитель стал очень разборчив, и поэтому он покупает такой картофель, который позволяет ему экономить с точки зрения отходов у себя в домохозяйстве.
Здесь огромное значение имеет то, как будет представлена новая категория, где разместят такой продукт, насколько ярко выделят ценник, покажут его преимущество. Это очень сильно влияет на мнение потребителя. В принципе на такой товар спрос должен быть. В одной из сетей начали продавать картофель размера 35 – 55 миллиметров, и спрос на него – высокий. Но массово брать такой товар на реализацию сети пока не готовы, рассказывает Татьяна Губина.
ГУБИНА: Пока централизованно сети эту категорию продукцию в свою ассортиментную матрицу не ввели. Но после того как мы стали активно это предлагать через отраслевые союзы, некоторые сети обращаются к нам за разъяснением. Такой диалог идет.
Новая категория картошки – это вынужденный ответ производителей на плохой урожай этого корнеплода в прошедшем году. Его объем снизился на 10% по сравнению с 2019 годом. И качество тоже понизилось. Мелкого картофеля стало больше. Потому производители готовы поступиться в цене, но удержать свои позиции на рынке. Будут ли сети им в этом помогать? Зависит от спроса покупателя.