Авторские материалы Не “маркетинговый ход”, а нарушение закона: как магазины мухлюют с ценами

4 февраля 2021, 16:56

Персоны

Одно из самых частых нарушений прав потребителей в магазине – махинации с ценниками: на прилавке – одна цена, а в чеке оказывается совсем другая. Выбирая товары по "акции", покупатели в итоге тратят гораздо больше. И лишь на кассе выясняется: чтобы купить продукт со скидкой, нужно выполнить ряд условий – взять несколько упаковок или стать участником "программы лояльности". И это уже не маркетинговый ход, а нарушение закона, поясняют эксперты. Как магазины обманывают своих покупателей? Надписи мелким шрифтом изучала корреспондент "Вестей ФМ" Екатерина Косинец.

Если на ценнике сумма ниже обычной, покупатели должны быть в курсе: даже когда на кассе выяснится, что это не соответствует действительности, товар всё равно можно забрать по той цене, которая указана на прилавке.

Правда, дальше обычно следуют рассказы о том, что, мол, акция закончилась, а ценники поменять не успели. Если товар уже пробили, предлагают оформить возврат.

Так, одна женщина купила несколько упаковок подгузников. Думала, что со скидкой. Оказалось – нет.

ПОКУПАТЕЛЬНИЦА: Смотрю, на эти подгузники идёт большая скидка – по 699. Я такая довольная, набираю 4 пачки, и что вы думаете? Смотрим чек: "Подгузники: 4 штуки по 1051". Уже в чеке 4204 рублей.

Кассир предлагает сдать товар и получить деньги обратно. Но женщина требует вернуть ей разницу от первоначально указанной цены – то, что она переплатила. И это её законное право, подтверждают юристы.

Случается, что на кассе не пробивается заявленная скидка и кассир объясняет, что йогурт или шоколад обойдётся дешевле только в том случае, если взять 5 упаковок. А если одну – то по обычной цене. Или, например, скидка – только для обладателей карт магазина. Объяснение кажется логичным – в этот момент мы вспоминаем, что ценник, кажется, был жёлтого цвета. Или, к примеру, цена была написана красным шрифтом, а не чёрным, как все остальные.

Магазин имеет полное право проводить стимулирующие акции. Но информация об их условиях должна быть понятной и доступной. То есть все требования должны быть написаны на самом ценнике. Или рядом, говорит председатель правления Московского общества защиты прав потребителей Надежда Головкова.

ГОЛОВКОВА: Цена, которая обозначена на полке с товарами, – это, юридическим языком говоря, оферта. То есть это открытое предложение для всех. Если речь идёт о том, что товары с красными или синими стикерами продаются со скидкой 3% или 5%, должно быть соответствующее объявление в магазине – либо по громкой связи, либо это должны быть плакаты, доступные для любого покупателя. Если ничего этого нет, значит, товар должен быть предоставлен именно по той цене, которая указана на ценнике. И неважно, хоть она зелёная, хоть синяя, хоть жёлтая.

На прилавке зачастую рядом лежат товары разных марок или объёма. Цены на них отличаются. И нередко у более дорогого продукта – "дешёвый" ценник. Например, на лотках с весовыми конфетами могут быть якобы случайно перепутаны местами цены на Snickers и "Мишку на Севере". Или растительное масло стоит вдвое дешевле обычного. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что 60 рублей – это за 500 миллилитров масла той же марки. А литровая бутылка по-прежнему стоит больше 100. Но тут покупателю придётся быть внимательным: если указаны и марка продукта, и его объём, то заплатить придётся "по полной". И нет разницы, стоял ли товар на полке рядом со своим ценником или чужим.

Конечно, магазины вводят нас в заблуждение. Но доказать, что это – умышленное действие, практически невозможно, говорят юристы. Но если ценник был внимательно изучен и никакой дополнительной информации ни на нём, ни рядом, ни вокруг не оказалось, или если нам начинают рассказывать про "завершённые акции", мы в полном праве купить товар по той цене, которая указана в торговом зале. Если вам в этом отказывают, нужно просто сказать "кодовую фразу", продолжает Надежда Головкова.

ГОЛОВКОВА: "В соответствии с законом о защите прав потребителей вы обязаны мне продать товар по той цене, которая обозначена у вас на ценнике". Ваше требование удовлетворят. Если этого не сделают, можете написать жалобу в книге жалоб или пожаловаться и в Роспотребнадзор. Их даже не особенно штраф пугает, а то, что по таким обоснованным жалобам приходит проверка. Она внеплановая. Проверяют ведь не только факт, который изложен был в жалобе. По "широкому кругу" смотрят: как соблюдаются правила торговли, правила хранения товаров с ограниченным температурным режимом – там много чего можно накопать. Именно поэтому жалоб боятся. Стараются требования потребителя удовлетворить прямо на месте.

Но жалоба должна быть "обоснованной": это ключевое слово. Неполную или недостоверную информацию на ценнике лучше всего сфотографировать и записать на видео диалог с менеджером, который отказывается пробивать скидку. Охрана не в праве этому препятствовать: с недавних пор съёмка в торговых точках официально разрешена. Если последовавшая проверка подтвердит нарушение, то магазин заплатит штраф от 100 до 500 тысяч рублей.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация