Авторские материалы "Суды в кредит": занял – победил – расплатился
Персоны
В России предлагают узаконить "суды в кредит". Все судебные расходы будет оплачивать инвестор, например страховая компания или банк, а взамен он получит процент от выигранного дела. В случае проигрыша он останется внакладе, но это практически исключено, поскольку такую ссуду будут выдавать только на заведомо успешные иски. Кому и чем выгоден "суд в кредит", разбирался обозреватель "Вестей ФМ" Павел Анисимов.
Инвесторам хотят разрешить оплачивать судебный процесс за гражданина или предпринимателя, у которого нет денег на адвокатов. Юридическая помощь не будет бесплатной: кредитор возьмёт себе часть суммы, которую присудили истцу. Как правило, это от 15 до 40% от выигранной компенсации.
Похожую схему сегодня практикуют в новостройках. Дольщикам предлагают отсудить положенную неустойку что называется "под ключ". Адвокаты ведут весь судебный процесс – от первого заявления до исполнительного листа. После выплаты неустойки получают гонорар – 20 – 30% от суммы. Некоторые юристы выкупают право требования за половину стоимости.
Искать инвестора для ведения таких дел нет смысла – слишком мелко, отмечает руководитель регионального отделения Судебно-экспертной палаты России Вячеслав Синильников. Такую ссуду могут взять, например, подрядчики, которым не заплатили за работу, чтобы противостоять в судебном споре финансово сильному девелоперу.
СИНИЛЬНИКОВ: Небольшие компании, у которых нет возможности держать в штате юристов, выполняют какой-нибудь заказ и потом не могут получить по контракту свои средства. Тут вероятность того, что они выиграют, очень высока, но такие дела затягиваются, поскольку начинают проводить экспертизы, на которые у стороны тоже нет денег. Вот такие категории дел, наверное, будут чаще всего встречаться.
Судебные инвестиции популярны на Западе. Как правило, спонсорами выступают крупные банки, инвесткомпании и хедж-фонды. Он оплачивают корпоративные споры и коллективные иски граждан, в которых шансы выиграть приближаются к 100%.
В России такую услугу практикуют последние несколько лет. В отличие от западных стран, у нас большинство судебных инвесторов – это частные лица либо адвокатские бюро. При среднем размере инвестиций от миллиона рублей их доход составляет от 30 до 90% от суммы вложений в судебный процесс. В основном речь идёт о неисполненных обязательствах по договорам купли-продажи и поставках.
Сначала юристы оценивают перспективы дела. Если шансы выиграть – больше 70%, с клиентом заключают договор, оплачивают ему адвокатов. Если дело проиграно, что сложно представить, клиент никому ничего не должен.
Сложность реализации идеи заключается в том, что у нас суды могут назначить компенсацию, которая будет меньше судебных издержек. Например, в Москве стоимость услуги адвоката начинается от 50 тысяч рублей за дело средней сложности, но судья может серьёзно урезать расходы. В таких случаях инвестору выплачивается процент от стоимости взысканного имущества, говорит гендиректор фирмы "Юрвиста" Алексей Петропольский.
ПЕТРОПОЛЬСКИЙ: Доверитель часто получает меньше денег, чем заплатил за адвокатов. Если приобщить к делу расходы в районе 50 тысяч рублей, то, скорее всего, суд оценит их в 5 или 10 тысяч рублей по госрасценкам. И бороться с этим практически невозможно.
Несмотря на скупость судей, в ближайшие годы судебных инвесторов станет больше. В первую очередь это связано с последствиями пандемии, которая нарушила многие бизнес-цепочки. Но прежде нужно узаконить такие услуги, говорят юристы, поскольку сейчас заказчик может в любой момент отказаться от спонсора, оплатив только понесённые расходы. А это уже большой риск для самого судебного инвестора.