Авторские материалы “Сайты-консьержи”: как перепродавцы наживаются на невнимательных театралах

5 февраля 2021, 17:16

Персоны

Почем зрелища для народа? Следствие ищет организатора торговой онлайн-сети, продававшей билеты и абонементы на мероприятия по завышенным ценам. Доверчивые покупатели переплачивали, оформляя покупку на сайтах, которые были очень похожи на оригинальные интернет-ресурсы театров, концертных залов и спортивных клубов. А вернуть деньги за сданный билет было весьма проблематично. И это уже попахивает мошенничеством. Подробности – у обозревателя "Вестей ФМ" Сергея Артемова.

Большинство поклонников театра, чтобы попасть на желанные постановки, не бегут к кассам, а открывают Интернет и покупают билеты. Попробуем так и поступить. Например, Мариинский театр в Санкт-Петербурге. Ищем в поисковике билеты – допустим, на "Евгения Онегина" на 10 февраля.

Самый первый сайт сверху – со словом mtheatre. По ссылке – полное впечатление, что адрес – "тот самый". Цена места в ложе 12, левая сторона бельэтажа, – 45 тысяч рублей. Запомним на минуту. Потому что второй сверху – сайт mariinsky.ru. Это – оригинальный сайт театра. И там то же место стоит 30 тысяч.

В чем дело? Почему разница в 1,5 раза? Набираем справочный номер первого сайта – выясняем причину:

КОРР.: Мне нужен билет на 10 февраля на оперу "Евгений Онегин" – бельэтаж, 12 ложа.

АДМИНИСТРАТОР: 45 тысяч. Бельэтаж, 12 ложа – в наличии.

КОРР.: Подскажите, вот на сайте Мариинского театра они продаются по 30 тысяч; я думал, может быть, у вас дешевле?

АДМИНИСТРАТОР: Нет, вы попали в билетное агентство. Мы не Мариинский театр. У всех агентств будет с наценкой. Поскольку билеты – достаточно дорогие, наценка тоже будет большая. Поэтому если вы хотите без комиссии, купите в Мариинском театре.

Со слов девушки, она представляет агентство. Но на ее сайте, главную страницу которого украшает фотография зала и сцены именно Мариинского, есть разделы "Афиша", "Репертуар", "О театре"; все исключительно, опять же, на тему Мариинского. Никакие другие театральные площадки Питера тут даже не упоминаются. И только в самом низу страницы – приписка: "Консьерж-сервис. Не является официальным сайтом Мариинского театра".

Как говорят юристы в арбитражных тяжбах, "сходство до степени смешения". А еще – нестыковка с законом "О культуре" (в редакции от 1 сентября 2019). Там сказано, что любой перепродавец билетов на театрально-зрелищные и музейно-экскурсионные мероприятия должен указывать на своем ресурсе оригинальную цену билета от поставщика услуги. В нашем случае девушка этим явно не озаботилась, а на сайте – пусто. И главное – наценка такого перепродавца не может превышать 10%. А в нашем случае – 50%. Какие нормы морали и права могут быть нарушены при такой торговле, рассуждает адвокат Антон Пуляев.

ПУЛЯЕВ: Если товарищи, которые реализуют билеты, скорее всего, по агентским договорам, нарушают закон, то это может быть основанием для расторжения с ними агентского договора, поскольку в любом случае нарушать закон нельзя. Однако уголовной ответственности здесь не будет. Уголовная ответственность будет, если продадут билет, но в итоге услуга не будет оказана. Допустим, человек пришел в театр, но его место занято, тогда – да, мы можем говорить о составе преступления по статье "Мошенничество".

Закон с недавних пор также устанавливает порядок возврата билетов. Он прост: отказался от выхода в театр не позднее 10 дней до спектакля – получи назад 100% цены. Отказ в промежутке от 5 до 10 дней – 50%. Между 3 и 5 днями – 30%. Если позже, театр деньги может не возвращать.

А вот у тех же перепродавцов билетов в Мариинку схема – хитрая, по которой полный возврат покупатель не получит никогда. А чтобы забрать назад хотя бы половину уплаченного, сдать билет нужно – вообразите! – не позднее чем за полгода до начала мероприятия!

Закон работает полтора года – очевидно, хозяева сайта его знать не знают или игнорируют. И вот это – тоже основание для подачи заявления в полицию. С жалобой на мошенничество.

Следователи, которые уже более полугода ведут работу с фактами перепродажи билетов по завышенным ценам, установили данные организатора этой онлайн-торговли. Некто Андрей Куринов объявлен в федеральный розыск.

У нас нет никаких данных, что сайт-двойник Мариинки работал в системе, выстроенной этой гражданином. Есть лишь факты, которые заставляют размышлять. Вот еще мысли из того же ряда. 12 февраля на основной сцене МХТ имени Чехова дают "Бег" по мотивам пьесы Булгакова. Ищем билет на сайте театра: бельэтаж, левая сторона, 3 ряд – 1 500 рублей.

То же место на сайте, где в названии есть слово mhat, – 5 100 рублей. Почти в 3,5 раза дороже. Занятно, что архитектура этого сайта – одинаковая с порталом, на котором перепродают билеты в Мариинку. И скромная надпись в самом подвале – та же: "Консьерж-сервис. Не является официальным сайтом МХТ им. Чехова".

Есть еще один сайт со словами "мхт-чехова" в названии. Там цены чуть "гуманнее": то же место стоит 2 800 – 42% сверху. Причем оба этих сайта поисковик также выдает выше, чем сайт театра.

В ходе следствия стало известно о более чем 300 сайтах, которые похожи на странички-оригиналы учреждений культуры и спорта, – и это только тех из них, где билеты перепродавались с чрезмерной наценкой. И люди, которые зарабатывали на этих сайтах, постепенно пополняют круг фигурантов уголовного дела по 180-й статье – "Незаконное использование средств индивидуализации товаров", то самое "обманчивое сходство". Но, как показывает наш пример, многократно переплатить можно и сегодня. А можно и и вовсе лишиться денег, если угодить на сайт, где банально воруют средства пользователей, говорит коммерческий директор компании CloudNetworks Александр Белкин.

БЕЛКИН: К сожалению для рядовых покупателей билетов, они могут помочь только сами себе. Во-первых, надо быть аккуратным при поиске сайтов, поскольку сайты-подделки часто работают по незащищенному соединению. Когда вы заводите в строке браузера какой-то адрес, в верхнем левом углу обычно есть значок "замочка". Если он отсутствует, то, как правило, это соединение – без удостоверяющего центра, то есть оно не гарантированное. Дальше надо попытаться поискать дополнительные страницы на этом сайте, потому что для мошенников важно создать первую, главную страницу, где они могут обмануть человека. Поэтому, может быть, стоит при размещении заказа посмотреть, есть ли другие еще страницы на сайте.

Ну а тем, кто в компьютерных тонкостях разбирается не очень хорошо, можно дать житейский совет: перед покупкой билета найдите выбранный вами театр в "Википедии". И на странице вверху справа, в "паспорте" учреждения, будет прямая ссылка на оригинальный сайт, где можно купить билеты, ничем не рискуя.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация