Авторские материалы "Гибридный формат" обучения: почему не все студенты вернутся в родные стены и что дала вузам "дистанционка"

8 февраля 2021, 17:13

Персоны

Столичные студенты приступают к очной форме обучения. В дистанционном формате они проучились 3 месяца и даже удалённо сдавали сессию. Преподаватели и студенты возвращаются в университетские стены. Но некоторые вузы пока будут работать в "гибридном формате": одна часть предметов будет проходить очно, а другую продолжат преподавать дистанционно. Об особенностях разных форматов обучения – корреспондент "Вестей ФМ" Екатерина Косинец.

Каникулы закончились, началось очное обучение. Сегодня студенты столичных вузов вернулись в аудитории. Разумеется, с соблюдением профилактических мер. По сравнению с трудностями, которые возникали при вынужденном и резком переходе в онлайн, требования Роспотребнадзора выполнить совсем несложно. А некоторые из них, вполне возможно, останутся на долгое время – как примета эпохи, считает ректор ГИТИСа Григорий Заславский.

ЗАСЛАВСКИЙ: У нас везде – необходимая разметка, которая потом останется на полу на долгие месяцы, а может быть, и на годы. Оставит вот эти самые следы, как в своё время на домах остались надписи "Направление к бомбоубежищу" и так далее. Конечно, у нас везде санитайзеры, везде стоят рециркуляторы бактерицидные. Но есть какие-то вещи, которые для нас естественны, привычны и не являются чем-то новым. Например, проветривание. Обычно в ГИТИСе почти любое практическое занятие связано с физическими нагрузками. И поэтому у нас проветривание проводится не каждые 2 часа, а каждые 45 – 50 минут.

Вузам, у которых такой привычки раньше не было, придётся её завести. Каждые 4 часа будут проводить дезинфекцию всех контактных поверхностей. По-прежнему обязательны маски и измерение температуры на входе.

Встретившись со студентами вживую, преподаватели первым делом проверяют, насколько эффективна "дистанционка". Сессия позади, но на деле может оказаться, что по каким-то отдельным темам возникли пробелы. Навык, в котором и студенты, и преподаватели преуспели за последние 3 месяца больше всего, – это, разумеется, работа с компьютерными технологиями. Правда, некоторым учащимся ещё какое-то время предстоит совершенствоваться в этом направлении. Речь о зарубежных студентах, которые пока не могут вернуться в Россию, рассказал ректор МГУ Виктор Садовничий в своём интервью телеканалу "Россия 24".

САДОВНИЧИЙ: У нас около 3 тысяч студентов остались за рубежом. И 1,5 тысячи не уезжали из России. Они будут заниматься в очном формате. А с теми, кто за рубежом, мы пока продолжим работать дистанционно. Закреплены за ними преподаватели, волонтёры. И ожидаем, что 500 ребят приедут к нам из 21 страны сейчас, пока разрешено, и они, пройдя карантин, тоже вольются в ряды наших студентов.

Но качество образования – это не только умение работать с современными технологиями: огромную роль играют личность преподавателя и опыт живого общения. И самые большие опасения у вузов вызывает здоровье профессуры: многие преподаватели-мэтры – старше 65 лет, их безопасность сейчас – на первом месте. Поэтому многие институты, университеты и академии пока будут работать в "гибридном формате". Если позволяют предметы, разумеется, говорит проректор по учебно-методической работе МПГУ Людмила Трубина.

ТРУБИНА: Обучение будет смешанным, потому что нам нужно 2 задачи выполнить: первая – качественное образование обеспечить, а вторая – соблюсти санитарно-эпидемиологические правила. Поэтому расписание составлено таким образом, что идут блоки лекционные (лекционные занятия будут проходить в "дистанте") и блоки практических занятий, на которые студенты должны прийти в аудитории. Практические семинарские занятия будут также проходить в очном формате.

Но "гибридный формат" обучения поможет далеко не всем. Практические дисциплины, возможно, даже придётся навёрстывать в очном формате.

Спорт и искусство – области, в которых труднее всего учить студента на расстоянии. Отследить, правильно ли работают мышцы атлета или насколько точно актёр отыгрывает роль, сложно даже при самом высоком качестве видеосвязи. К примеру, в актёрской профессии самое важное – научиться работе с партнёром. И дистанционно это сделать совершенно невозможно, говорит Григорий Заславский.

ЗАСЛАВСКИЙ: Есть такой анекдот. Говорят: "Соломон Ильич, вы сильный, вы сможете". Он говорит: "Нет, я умный, я даже пробовать не буду". Вот мы даже пробовать не стали партнёрство переводить в онлайн. Все практические занятия мы засчитывали только тогда, когда их можно было провести в очном формате. Всё остальное мы даже называли по-другому – мастер-классы, общение мастера со студентами на профессиональные темы. Но за полноценные уроки мы их не выдавали.

Но есть и вещи, за которые преподаватели и руководители вузов даже благодарны "режиму повышенной готовности". Оказалось, что онлайн не только удобно, но и продуктивно проводить дни открытых дверей. Многие вузы рассказали, что готовы сохранить эту практику. Такой формат даёт возможность всем абитуриентам познакомиться с учебным заведением, задать вопросы преподавателям. И тут неважно, живёт ли мечтающий о поступлении в вуз в соседнем дворе или в другом регионе. Иногородним абитуриентам больше не придётся приезжать в столицу дважды: первый раз – чтобы узнать все условия и пообщаться с будущими преподавателями, а потом уже – на вступительные испытания.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация