"Действующие лица. Культ Личности" Леонид Андреев. Печальный ангел русской прозы. Часть 1

25 марта 2021, 14:05

В новом выпуске программы Владислав Борецкий рассказывает о жизни Леонида Андреева, его характере, восприятии им главных потрясений его времени, о дружбе с Горьким, о любви в жизни писателя и, главное, о его творческом пути.

В 1897 году читатели "Московского вестника" и "Курьера" открывают для себя нового автора. Острые, не лишенные наблюдательности, фельетоны появляются с завидной регулярностью. Некоторые полагают, что их сочинитель – вообще иностранец, поскольку под публикациями стоит подпись – Джеймс Линч. И только год спустя на страницах "Курьера" появляется рассказ "Баргамот и Гараська" некоего Леонида Андреева. Особо внимательные читатели находят несомненное сходство между статьями таинственного Линча и дебютантом г-ном Андреевым. Конечно, они правы. Популярный фельетонист, год с лишним укрывавшийся под энглезированным псевдонимом и новоявленный последователь Глеба Успенского – одно лицо. Впрочем, некоторые – и среди них был сам Максим Горький – серьезно полагали, что автору "Баргамота..." свойствен стиль Помяловского, а сам Андреев утверждал, что написал рассказ под прямым влиянием... Диккенса. Так или иначе, рассказ попадает в поле зрения Горького. К этому времени Алексей Максимович – один из лидеров литературного процесса, только что его двухтомник "Очерки и рассказы" разлетелся неслыханным тиражом – почти 7 тысяч экземпляров. Настоящий фастселлер. А автор, понятное дело, на пике литературной моды.

***

По средам, в 21-м доме по Чистопрудному бульвару, на квартире писателя Николая Телешова, собираются московские литераторы Иван Бунин, Евгений Чириков, Викентий Вересаев, Александр Куприн. Часто захаживают художники Исаак Левитан и Александр Головин, нередко бывает и поет Федор Шаляпин. Не пропускает среды и Горький. Он-то и рекомендует товариществу новых участников – Скитальца и Андреева. "...Это был молодой человек с красивым лицом, с небольшой бородкой и черными длинными волосами, очень тихий и молчаливый. – Так описывает Телешов первое появление Андреева на заседании "Среды". – Одет он был в пиджак табачного цвета.

В десять часов, когда обычно начиналось у нас чтение, Горький предложил выслушать небольшой рассказ молодого автора.

- Я вчера его слушал, – сказал Горький, – и, признаюсь, у меня на глазах были слезы.
Но Андреев стал говорить, что сегодня у него болит горло, что читать он не может… Словом, заскромничал и смутился.
- Тогда, давайте, я прочитаю, – вызвался Горький.
Взял тоненькую тетрадку, сел поближе к лампе и начал:
- Рассказ называется "Молчание"…

...Чтение кончилось. Горький поднял глаза, ласково улыбнулся Андрееву и сказал:
- Чорт возьми, опять меня прошибло!

"Прошибло" не одного Алексея Максимовича. Всем было ясно, что в лице этого новичка "Среда" приобретала хорошего, талантливого товарища. Находившийся среди нас Миролюбов, издатель популярного в то время "Журнала для всех", подошел к Андрееву, взял у него тетрадку и убрал в карман. У Андреева глаза заблестели. Печатать у Миролюбова, в его журнале с такой хорошей репутацией и с громаднейшим количеством подписчиков и читателей, было не то, что появляться в "Курьере", скромной московской газете, где пока он работал.
Вскоре рассказ был напечатан..."

***

Первая книга Леонида Андреева выходит в издательстве "Знание" в конце 1901 года. Сборник содержит десять рассказов и стоит 80 копеек. На эти же деньги можно было, например, купить в филипповской булочной килограмм тульских пряников с вареньем. Первый тираж расходится за неделю. Выпускают второй. Та же история. Третий. Та же картина. За неполный год "Знание" четырежды переиздает книжку Андреева. Суммарный гонорар писателя – шесть тысяч рублей. А это уже не пряники с вареньем. На эти деньги небольшая семья могла вполне сносно существовать примерно лет пятнадцать. Кстати, о делах семейных. Авторское счастье Леонида Николаевича множится и предвкушением предстоящей женитьбы. Его избранница – Александра Михайловна Велигорская. Они познакомились еще в 1896, а сейчас, в начале 1902, ей уже 21 год, по отцу Александра – полька, она из некогда знатного дворянского рода, лишенного титула и состояния за участие в восстании 1863 года. По женской линии Александра Михайловна – украинка. Ее мать, Евфросинья Варфоломеевна Шевченко – троюродная сестра классика украинской поэзии, Тараса Шевченко.

Она принимает предложение пылкого литератора, и за несколько дней до свадьбы, в ее день рождения, 4-го февраля, он дарит ей свою первую и единственную на тот момент книгу с большим – во весь авантитул – посвящением.

"Действующие лица. Культ Личности". Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация