Авторские материалы "Пробка" в Суэце – хорошая реклама для Севморпути
Персоны
Грузоперевозчики ищут другие пути для судов из-за блокады Суэцкого канала. Основная альтернатива – это маршрут вокруг Южной Африки, но он на 15 дней дольше. Эксперты говорят о хороших перспективах для Северного морского пути и других проектов, которые предлагает Россия. Может ли Севморпуть потеснить Суэц, разбирался обозреватель "Вестей ФМ" Павел Анисимов.
Владельцы судов, которые застряли в Суэцком канале, стоят перед дилеммой: ждать и копить штрафы за простой или отправить грузы вокруг Африканского континента, мимо мыса Доброй Надежды. Этот путь длиннее почти на 10 тысяч километров, что означает лишние затраты на горючее и другие издержки. По оценкам агентства Bloomberg, только на один супертанкер, который перевозит ближневосточную нефть в Европу, нужно потратить лишние 300 тысяч долларов. Если спасательная операция затянется, судовладельцам придётся пойти на эти траты. Так считает главный стратег "Универ капитала" Дмитрий Александров.
АЛЕКСАНДРОВ: Обход существенно увеличивает время доставки, и единственное, что могут сделать люди – это чётко просчитать время задержки в канале. Если оно заведомо больше двух недель, тогда имеет смысл думать о том, чтобы обходить через Южную Африку. Для компаний этот вопрос решаемый, потому что ставки фрахта выросли, и новые партии будут более дорогими.
"Пробка" в Суэцком канале может стать хорошей рекламой для Северного морского пути. Он идёт вдоль российского побережья, от Мурманска до Берингова пролива. Это самая короткая дорога для судов между Европой и Азией. Доставка грузов по этому пути получается на треть быстрее, чем традиционными маршрутами.
Но из-за суровых условий Заполярья и короткой навигации Севморпуть пока проигрывает Суэцу. В планах к 2024 году перевозить по северному маршруту 10 миллионов тонн грузов. Для сравнения: через Суэцкий канал в год проходит 1 200 000 000 тонн, то есть в 120 раз больше. При этом страховка грузов обходится дешевле, чем при транспортировке по Северному пути.
Однако изменение климата и быстрое таяние льдов на Севере может сделать российскую Арктику главной морской дорогой из Азии в Европу. Так считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
СИМОНОВ: Традиционные логистические маршруты испытывают серьёзные перегрузки: Суэцкий канал переполнен, добавьте сюда политические риски, пиратство, нестабильность в Южно-Китайском море. В этом плане главной альтернативой является российский Северный морской путь. Да, зимой там трёхметровый лёд. Да, нужны атомные ледоколы. Но по крайней мере, если у наших конкурентов проблемы, почему бы этим не воспользоваться?
Грузоперевозчики не уверены, что Северный морской путь станет альтернативой Суэцкому каналу скоро. Для этого нужен мощный атомный флот или должен растаять весь лёд в Арктике. Но если перетянуть на Севморпуть хотя бы несколько процентов от евразийского транзита, который превышает 7 миллиардов тонн в год, это будет большим достижением.
Несколько лет назад Россия, Индия и Иран договорились создать сухопутную альтернативу Суэцкому каналу. Предполагается, что грузы из Индии и Азии будут выгружать в иранском порту, затем на поездах их доставят до Каспийского моря, там – до Астрахани, оттуда – в Европу. По расчётам специалистов, новый коридор экономит 20 дней пути и выходит на треть дешевле транспортировки через Суэцкий канал. Комментирует начальник ИАЦ "Альпари" Александр Разуваев.
РАЗУВАЕВ: Иран может войти в Евразийский союз, и тогда с точки зрения логистики Азербайджан – тоже. Уже объединена железнодорожная система России, Ирана и Азербайджана, и этот транзит может стать более значимым. И такие геополитические изменения вполне возможны.
По словам экспертов, транспортная логистика – это новое конкурентное преимущество России. Главное – правильно распорядиться этим шансом.