Картинка

Авторские материалы Каршеринговый стиль: чем отличается поведение за рулём взятой напрокат машины

27 марта 2021, 07:00

Персоны

Клиент столичного каршеринга "стареет": этот сервис перестает быть исключительно "делом молодых". При этом машины напрокат берут все больше и больше людей. Кто сейчас пользуется кратковременным прокатом автомобилей? И как возраст водителя связан с его поведением на дороге? В этих вопросах разбирался обозреватель "Вестей ФМ" Борис Бейлин.

Московский каршеринг постепенно взрослеет. По крайней мере об этом свидетельствует исследование "Яндекс.Драйва". У этой компании в столице – более 11 тысяч машин. А весь московский каршеринговый парк сейчас насчитывает около 30 тысяч автомобилей. По данным "Яндекса", доля клиентов старше 35 лет за последние 3 года увеличилась в 2 раза, до 38%. Средний водительский стаж тоже вырос – с 9 до 12 лет. Впрочем, главные пользователи каршеринга – это по-прежнему люди в возрасте от 25 до 34 лет. Среди клиентов каршеринга их – больше половины.

Как правило, машины, сдающиеся в аренду, оснащены специальными датчиками. Они позволяют компаниям отслеживать не только скорость движения, но и стиль вождения. Согласно исследованию, молодые люди, которые берут машину напрокат, по сравнению с опытными водителями чаще превышают допустимый скоростной предел. С другой стороны, клиенты в возрасте от 35 до 45 лет чаще проезжают на красный свет. На долю водителей старше 45 приходится больше других нарушений. К примеру, несоблюдение требований дорожных знаков и разметки. Стиль вождения, как выясняется, напрямую зависит от возраста. Скажем, 50-летние пользователи каршеринга резко тормозят в полтора раза реже, чем те, кому 21 год. Здесь – прямая зависимость. С возрастом человек ведет машину все плавнее и плавнее. Это похоже на общую картину. Стиль вождения зависит от водителя, а не от того, на какой машине он ездит, говорит представитель пресс-службы "Яндекс.Драйва" Яна Имайкина.

ИМАЙКИНА: Вождение пользователей изменилось в лучшую сторону благодаря технологиям безопасности и мониторингу стиля вождения, предупреждениям – даже о небольших превышениях скорости. Пользователи каршеринга водят аккуратно. Соблюдают правила и ответственно относятся к аренде автомобилей. Что касается вождения, медианная скорость у них такая же, как и у обычных автомобилей. По количеству превышений скорости разницы тоже нет. Можно предположить, что за рублем каршеринговой и обычной машин люди ведут себя одинаково.

Однако некоторые эксперты отмечают, что каршеринговый стиль вождения все же существует. И он отличается от обычного, говорит автоэксперт Вячеслав Субботин. Ведь за каждую минуту за рулем такой машины приходится платить.

СУББОТИН: Время – деньги. Чем быстрее ты доехал, тем меньше заплатил. Поэтому такие водители чаще ускоряются. Соответственно, и тормозят тоже. И при этом не обязательно нарушать правила, скоростной режим. Но там никто не будет тормозить перед ямой, как на своем автомобиле. А зачем? Педаль в пол – и поехал. Поэтому и агрегаты там быстро выходят из строя, кулаки поворотные гнутся, приводы ломаются.

Но выявить такой стиль в исследованиях очень трудно. По данным "Яндекс.Драйва", в среднем их машины находятся в движении 4 часа в день. За это время автомобилем пользуются 8 – 9 человек. Они проезжают по 6 – 7 километров. В итоге получаются средние показатели, говорит автомобильный обозреватель "Вестей ФМ" Игорь Моржаретто.

МОРЖАРЕТТО: Если взять и разбить время использования каршеринга, посчитать количество "ходок", разделить, то выходит, что картина не сильно отличается от того, что происходит в обычной жизни. Хотя, конечно, люди пытаются проехать чуть быстрее. И если, к примеру, горит желтый свет, то, как правило, водитель каршеринговой машины попытается проскочить.

Показатели аварийности также не позволяют с уверенностью утверждать, что клиенты каршеринга водят автомобиль как-то по-другому. То есть не так, как свою личную машину. К примеру, количество ДТП с участием арендованных автомобилей в 2019 году резко увеличилось. По данным ГИБДД, в 2,5 раза. Но и количество каршеринговых машин тогда сильно выросло. В 2020, наоборот, аварий стало меньше – на 18%. Но и это вписывается в общую картину.

Наконец, есть еще один показатель, который влияет на стиль вождения, – время использования машины. Если за руль собственного автомобиля чаще садятся в рабочие дни, то в арендованную машину – в выходные. В эти дни количество поездок на каршеринге в среднем на 10% больше, чем в будни. На дорогах в это время свободнее. А скорость, естественно, выше.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация