Авторские материалы Рыбу с "безвредным" мышьяком пустят на российский рынок
Персоны
Нормы содержания неорганического мышьяка в рыбе ужесточат. При этом требования к наличию безвредного органического химэлемента, наоборот, будут смягчены. Это облегчит доступ на прилавки продукции, которая не доходит до потребителя из-за устаревших правил. По данным экспертов, из-за них российский рынок лишается более 150 тысяч тонн рыбы ежегодно! Помогут ли новые требования снизить цены на рыбу и морепродукты, узнала корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
Рыбу очистят от мышьяка. Конкретно – от неорганического элемента, который ядовит. Сейчас в России техрегламент ограничивает общее количество этого вещества 5 миллиграммами на килограмм продукции. Это перекочевало в нормативы из советского ГОСТа, который устарел. Если раньше мышьяк взвешивали в целом, то сегодня технологии позволяют разделить его на токсичный (неорганический) элемент и практически безвредный для человека органический. Первый не должен быть вообще в продукции, а второй – допустим. В чем их разница? В химических соединениях, поясняет доктор химических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии естествознания Дмитрий Мустафин.
МУСТАФИН: Мышьяк может содержаться в одних соединениях, которые признаны токсичными и которые действительно могут человека отравить, а есть другие соединения, в которых этот мышьяк не является токсичным. И вот когда происходит изменение ионов и катионов, когда образуются новые соединения, они могут быть либо ядовитыми, либо, наоборот, неядовитыми. Неорганические соединения мышьяка – это в основном арсенаты, они содержат 5-валентный мышьяк, или еще более опасные арсениты с 3-валентным мышьяком, и в живых организмах они очень часто перерабатываются в органические формы. И вот когда это происходит, образуются нетоксичные или малотоксичные вещества.
Ядовитые при регулярном употреблении способны нанести мощнейший удар по печени человека – прежде всего из-за того, что они практически не выводятся из организма. А нетоксичные органические виды – практически безвредны. Так стоит ли их стричь что называется под одну гребенку в нормативах? Тем более что рыбу без мышьяка практически невозможно найти, говорит исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Александр Фомин.
ФОМИН: Органический мышьяк присутствует везде: и в земной коре, и в морской воде. Поэтому любой обитатель моря содержит этот мышьяк. Уже мировыми исследователями, учеными это установлено, что органический мышьяк, который откладывается в панцире, он безвреден для человека. Тем более что люди панцири креветок и крабов не едят, они их выбрасывают. Так что рисков никаких нет.
Законодательство других стран по-разному ограничивает присутствие мышьяка. Например, в Японии или Южной Корее, где рыба – главнейший продукт, вообще нет норм по мышьяку. В США допускается содержание гораздо большего количества мышьяка, чем у нас. А вот в Китае установили жесткие нормативы, но только по неорганическому мышьяку. И это – наиболее правильное решение, считают в Росрыболовстве. Возможность технологически разделять химэлемент на полезный и вредный открывает путь на прилавок той рыбе, которая содержит лишь органические соединения. Сейчас ее что называется бракуют прямо после вылова, что бьет и по бизнесу, и по потребителям, сетует Александр Фомин.
ФОМИН: Это сдерживает потребление рыбы внутри российского рынка. Даже не столько рыбы, сколько крабов и беспозвоночных: креветок и т.д. В итоге рыбаки выкручиваются – отправляют всё это на экспорт, потому что в других странах таких жестких нормативов нет. А российский рынок страдает.
Каков допустимый уровень мышьяка в продукции и до какой степени он безвреден? Все зависит от человеческого организма и регулярности потребления. Нынешние разрешенные 5 миллиграммов на килограмм веса – это минимум. Но это норма рассчитана для общего содержания мышьяка. Если же речь идет только о неорганическом, доза должна скорректироваться в сторону уменьшения, считает Дмитрий Мустафин.
МУСТАФИН: Сейчас все-таки определяют суммарное количество органического и неорганического мышьяка, а это – разные соединения, и опасность органических соединений существенно отличается от опасности неорганических. Естественно, эти цифры нужно пересматривать, если, конечно, будут использоваться корректные методы определения в рыбе неорганических и органических соединений мышьяка.
По логике, после введения новых норм рыба свежего улова из сектора "недопустимой к продаже" должна хлынуть на прилавки. Значит, это должно снизить цену на продукцию моря? Безусловно, уверены эксперты. Рынок обязательно отреагирует на это ценниками, приятными глазу покупателя.