Картинка

Авторские материалы Предупредит и накажет: преимущества и недостатки динамических дорожных знаков

5 апреля 2021, 16:33

Персоны

Знак на все случаи жизни: на дорогах России вскоре появятся аппаратные комплексы – на световых табло информация будет постоянно меняться. Например, об ограничениях скорости в плохую погоду. По словам разработчиков, новинка будет действовать в связке с камерами фотофиксации, чтобы моментально отмечать возможные нарушения. Подробности – у обозревателя "Вестей ФМ" Сергея Артемова.

Без электронных табло с меняющимися знаками над дорогой нельзя представить скоростные трассы во многих странах мира. Они предупреждают о пробках, чтобы водители могли свернуть, о ремонтных работах или о непогоде. Вместе с этим они ограничивают и скорость движения – из-за помех "впереди по курсу". Есть такие щиты и в России. По ГОСТу они называются "знаками переменной информации".

Отечественные разработчики этих комплексов пошли дальше и соединили их с камерами, которые моментально реагируют, если машина прошла под знаком быстрее, чем он разрешает.

Сегодня на шоссе мало кто обращает внимание на знаки скоростного режима, под которыми крепится табличка в виде тучки с каплями. И еще меньшее число водителей их соблюдает, даже при дожде или гололедице. Динамический знак такое пренебрежение собственной и чужой безопасностью тут же отследит. И накажет, говорят авторы технологии.

Юридически все без вопросов, отмечает автомобильный обозреватель "Вестей ФМ" Игорь Моржаретто.

МОРЖАРЕТТО: Они работают в рамках интеллектуальной транспортной системы, совмещены с компьютерами, с метеостанциями. А по правилам дорожного движения водитель должен руководствоваться в первую очередь временными знаками – они имеют приоритет над постоянными. То есть сами знаки – есть. Теоретически можно эти знаки сочетать и с камерами, которые, опять же, будут подключены к единой программе, к единому компьютеру. Соответственно, есть ограничение скорости на знаке – камера тут же отреагирует.

Но вопросов много по другим составляющим. У Игоря Моржаретто сомнения вызывает финансовая сторона.

МОРЖАРЕТТО: Там дополнительные камеры нужны только для того, чтобы зафиксировать автомобиль на фоне знака. Надо ли это делать, я не знаю. Каждая камера стоит миллионы; в общем, это сильно удорожает технологию.

Удорожание технологии на трассе – вынужденное, чтобы исключить тяжбы в судах, когда камера зафиксирует превышение скорости, допустим, через 3 километра от знака, а водитель, уверенный в своей правоте, станет доказывать: "Дождь начался уже после того, как я проехал тот знак".

Аппаратный комплекс нового динамического знака зафиксирует ту скорость, с которой машина пересечёт условную линию. А заодно и ту информацию, что на знаке была в этот момент, для чего нужны не одна, а две камеры, причем сообщающиеся между собой. Отсюда и увеличение цены всей конструкции.

Авторы предложения намерены размещать такие комплексы и в городах – на оживленных магистралях. И здесь, отмечает эксперт, надо еще раз просчитать баланс затрат и эффективности интеллектуальных новинок.

МОРЖАРЕТТО: Улица какая-то городская, через каждые 100 метров стоят дорогие табло, дорогие камеры – это удар по бюджету. Тем более в городах и так средняя скорость невысокая. Вообще-то, события последних дней показывают, что число камер у нас и так чрезмерно. А есть запрос общества на то, чтобы эти камеры фиксировали не только превышение скорости, но и нарушителей злостных, помогая их ловить. А вот тут как раз существует проблема – нужна какая-то система, которая информацию с камер о злостных нарушителях передавала бы немедленно экипажам ДПС, чтобы их отлавливали.

Еще одно противоречие новых знаков – с навигаторами, которыми пользуется подавляющее большинство водителей. Сегодня утром в информационных лентах председатель правления Союза автошкол Москвы Александр Ачкасов в целом положительно оценивал идею использования динамических знаков, пока не изучил пояснения авторов этой идеи и не прикинул ситуационные модели, которые могут возникать на скоростных трассах с лимитом скорости в 110 – 130 километров в час, когда по требованию светящегося табло придется ее снижать до 70. Вот его свежий комментарий для нас.

АЧКАСОВ: Я противник этого всего и считаю, что это просто зарабатывание денег и к безопасности не будет иметь никакого отношения. Объясню почему: разработчик говорит, что для того, чтобы сбросить скорость, надо поставить ещё перед этим некоторые знаки. Ну, хорошо, если вы делаете световое табло для того, чтобы в плохую погоду его видеть, то кто увидит те знаки, которые вы поставите впереди, перед ним? Их никто не будет видеть. То есть это будет экстренное торможение.

А экстренное торможение в условиях той самой плохой погоды – ливня или снегопада – приведет к печальным последствиям, продолжает Александр Ачкасов. И акцентирует, что установка таких знаков в Столичном регионе собьет с толку многих приезжих водителей.

АЧКАСОВ: Они ездят все по "Яндекс.Навигатору" или по Google-навигатору. И они смотрят, куда им повернуть. У нас разметка (плохим словом не назовёшь, хорошего я ещё не придумал) – "сложная", развязки – "сложные". После этого всего убрать ещё и навигаторы и заставить человека смотреть на знаки, которые в тумане не будут видны... Мы увидим табло, и надо будет экстренно тормозить. Зачем это делать?

Разработчикам навигаторов, очевидно, придется добавлять в перечень предостерегающих фраз своих программ еще и упоминание о динамических знаках. Можно пофантазировать, что компании, располагающие метеосервисами, привяжут прогноз ограничений на таких знаках к текущим погодным условиям. Но это – фантазии. И пока реальной и точной привязки не будет, водителям придется рулить в куда менее комфортной обстановке.

Пока введение динамических знаков, фиксирующих нарушения онлайн, – в стадии эксперимента. Регионы, где они будут установлены, объявят позже. Так что водителям надо быть готовыми выезжать на магистрали, почти как летчикам: по фактической погоде.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация