Авторские материалы Квадроциклы и снегоходы приравняют к тракторам
Персоны
Квадроциклы и снегоходы приравняют к тракторам на законодательном уровне. Госдума утвердила в первом чтении соответствующий законопроект. Он устанавливает требования для подобной внедорожной техники. Предлагается ввести для нарушителей правил новое наказание – запрещение эксплуатации. В особенностях владения, регистрации и страхования квадроциклов и снегоходов разбирался обозреватель "Вестей ФМ" Борис Бейлин.
В России сейчас насчитывается 2,5 миллиона самоходных машин. Это большая категория: от комбайнов до снегоходов. Туда же попадают, к примеру, квадроциклы и различные мотовездеходы.
Думский законопроект сводит воедино различные требования, которые ранее принимались на уровне правительства или отдельных ведомств. Из-под действия нового документа выводится техника с объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров. Так что на детском квадроцикле можно будет по-прежнему ездить без всяких прав. Как и на электровелосипедах. А вот для более мощных машин потребуются и права, и регистрация, и – в определенных случаях – полис ОСАГО.
Для того чтобы водить квадроцикл или снегоход, нужно получить специальное удостоверение тракториста-машиниста. А до того пройти обучение и медкомиссию. Регистрируют такую технику в Гостехнадзоре. Там же выдают права, поясняет автоэксперт Вячеслав Субботин.
СУББОТИН: Ты проходишь обучение. Так же, как и в автомобильной школе. Только тебя учат специфике движения на внедорожном транспортном средстве. Это происходит в лесу, на грунтовых дорогах или вообще без дорог. Ты проходишь обучение и сдаешь на права. Но не в ГАИ, а в Технадзоре. Там есть специальная площадка, и ты сдаешь эти упражнения. Заехать в горку, спуститься с горы, остановиться, развернуться, проехать быстро, поднять руку – показать поворот.
Как и обычные машины, квадроциклы и снегоходы должны проходить технический осмотр. Полис ОСАГО нужен только для тех вездеходов, которые могут передвигаться по дорогам общего пользования. Снегоходу такая страховка не нужна, как и любой другой гусеничной технике. По словам Вячеслава Субботина, большинство владельцев личных вездеходов стараются не нарушать действующих норм. Они ездят с правами и вовремя ставят квадроциклы и снегоходы на учет.
СУББОТИН: Вы удивитесь, но эту технику регистрируют. Это гораздо проще регистрации в ГАИ. Хотя процедуры такие же: техосмотр, страховка. Но все проще и дешевле. Технадзор работает четко. Там, где используется эта техника, скажем снегоходы (особенно на Севере), я не видел ни одного без номера. Все с номерами. А инспекторы там ездят. Они знают места, где обычно сгружаются эти снегоходы. В общем, практически все регистрируют. Механизм отлажен. Мало кто ездит просто так. Это в тайге нужно жить или в тундре, где вообще никого нет.
Для тех, кто не регистрирует свою технику, ездит без техосмотра или удостоверения тракториста-машиниста, предусмотрено наказание по особой статье Административного кодекса. Она как раз касается трактористов. Штраф – от 500 до 1 000 рублей. Или лишение прав до полугода. Если они, конечно, есть. Если удостоверение отсутствует, в некоторых случаях штрафуют и на 15 000, как обычных водителей, садящихся за руль без прав.
Новый законопроект предусматривает дополнительное наказание – запрещение эксплуатации. Через суд. Эта норма должна применяться и при наличии у вездеходов серьезных неисправностей, при отсутствии страховки (если есть такая обязанность), если техника не поставлена на учет или нет удостоверения тракториста. Как это будет исполняться на практике, пока неизвестно. Возможны варианты: либо инспектор Гостехнадзора заберет свидетельство о регистрации, либо вездеход отправят на штрафстоянку, либо и то и другое.