Авторские материалы Операторов связи обяжут "обрубать" подменные звонки
Персоны
Блокировка за подмену: Министерство цифрового развития предлагает обязать операторов отменять телефонные соединения, если номер исходящего абонента искажен. Наиболее часто это происходит при звонках аферистов от имени банков и коллекторских агентств, когда преступники крадут данные счетов, а вслед за этим – и деньги россиян. По оценке экспертов, большая часть таких звонков совершается из-за границы: нехитрые устройства позволяют изменить код любой страны на российский "+7". Подробности – у обозревателя "Вестей ФМ" Сергея Артемова.
Телефонное мошенничество приобретает характер национального бедствия – зампред "Сбера" Станислав Кузнецов так охарактеризовал статистику обманов граждан через звонки от якобы кол-центров банков, страховых компаний, коллекторских агентств и органов соцзащиты. За минувшие 3 года онлайн-воры выманили у своих жертв более 200 миллиардов рублей. И это – лишь данные о случаях, когда жертвы писали заявления в полицию.
С начала года рост такого пиратства замедлился после рейдов правоохранителей по тюрьмам и колониям, где располагались большинство подобных псевдо-кол-центров. Но это – лишь замедление роста, который все же продолжается. Как полагают некоторые эксперты, на которых ссылаются и в МВД, значительная масса преступных звонков исходит из-за рубежа. При этом изначальный код страны может меняться на номер с кодом России ("+7"), либо на номер из серии 8-800 и так далее, либо на короткий 3-значный, который может использоваться конкретным банком, от имени которого орудуют цифровые грабители. Приложение для этих махинаций доступно в Интернете. Плата за подключение – 10 долларов, и потом каждая минута разговора обходится мошеннику примерно в рубль. Что явно недорого, если он за пару минут узнает данные чужой кредитной карты и снимет с нее десятки тысяч.
Во всей этой удобной для криминального бизнеса схеме есть одно звено: подменный звонок не пройдет, если такой опции нет у того сотового оператора, чьим клиентом является потенциальная жертва. И потому свежее предложение Минцифры о блокировке всех звонков с подменой номера, по словам гендиректора отраслевого информационного-аналитического агентства TelecomDaily Дениса Кускова, окажется к месту.
КУСКОВ: Есть ряд операторов, которые до сих пор позволяют обеспечивать подмену номера при звонке (раньше таких операторов было гораздо больше). И я считаю, что это (блокировка – прим.ред) – целесообразно.
В Министерстве цифрового развития разработали проект постановления правительства на эту тему. А именно – чтобы операторы автоматически "обрубали" входящие звонки, если явно расходятся сопроводительные данные об исходящем номере с тем номером, который пытается определиться у абонента. Сейчас документ находится на стадии общественного обсуждения. Это – стандартная процедура, но что там можно обсуждать, если блокировка подобного рода откровенно назрела? Дело в том, что подмена номеров используется не только мошенниками, говорит Денис Кусков.
КУСКОВ: Это не такой вопрос, как поправки в Конституцию, который требует всенародного обсуждения, на мой взгляд. Но с другой стороны, может попасть под блокировку тот, кто не совершает противоправных действий, но использует подобный вариант для каких-то своих целей – для минимизации расходов или ещё чего-то. Вы могли звонить, допустим, по Skype из другой страны, и у вас на экране телефона появлялся код города и номер из пула того региона, где вы живёте. По большому счёту это позволило проходить трафику от инициации вызова до его "приземления" у конечного пользователя. Сейчас ещё есть операторы, которые представляют такие услуги.
Притом потенциальная блокировка никак не скажется на экономике операторов. Допуск подмены номеров для них не несет ни убытков, ни прибыли – это просто техническая опция. Так что введение новых нормативов никак не отразится на текущих тарифах для всех абонентов.
Не менее 2 недель будет длиться общественное обсуждение проекта, а уже после майских праздников премьер-министр может это постановление подписать.