Картинка

Авторские материалы "Мышь" и "клава" – тоже допинг?

15 мая 2021, 06:51

Персоны

Киберспортсменов будут проверять на допинг. Речь идёт не только об употреблении запрещённых препаратов: Ассоциация юристов России предлагает к химическим веществам приравнять специальные программы и оборудование, способное повлиять на результат игры. Как будут тестировать игроков и их компьютеры, выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Екатерина Косинец.

Назвался атлетом – добро пожаловать на допинг-контроль! Даже если спортивный снаряд – не мяч или штанга, а компьютерные мышь и клавиатура. Причём допингом могут считать не только химические препараты. Юристы предложили уравнять киберспортсменов в технических условиях. У кого-то – мышь лучше, у кого-то – соединение быстрее. Когда спортсмены состязаются в офлайн-формате, все они находятся в одном помещении, и оборудование предоставляет организатор турнира. Некоторые чемпионаты допускают участие со своей мышкой и клавиатурой. Но и в этом случае технику можно предварительно проверить. Если соревнование проводится в Сети и каждый участник находится у себя дома, то технологические возможности его компьютера могут дать ему преимущество перед другими игроками. А это уже неспортивно, считают в Ассоциации юристов России. Контролировать возможности устройства нужно наравне с употреблением психостимулирующих веществ, говорит глава комиссии Ассоциации юристов России по спортивному праву Сергей Алексеев.

АЛЕКСЕЕВ: Тут могут играть роль и скорость Интернета, и специальные мышки с вживлёнными макросами, которые позволяют нарушать правила игры и вопреки общим правилам проникать сквозь стены и на другие этажи. В некоторых играх это запрещено. По сути, это – определённое мошенничество. Потому что призовые довольно существенные в киберспорте.

Спорт действительно довольно прибыльный. Это, конечно, ещё не футбол. Но в среднем спортсмен из команды международного уровня зарабатывает 10 – 20 тысяч долларов в месяц. Это не считая спонсорских контрактов и призовых вознаграждений. Когда на кону – суммы с большим количеством нулей, каждый старается создать себе максимально комфортные условия для выигрыша. И это тоже часть состязания. Кроме того, оборудование должно подходить игроку анатомически, говорит чемпионка России и Европы в киберспортивной дисциплине Counter-Strike 1.6 Елена Урусова.

УРУСОВА: Почему невозможно всех обязать пользоваться единым каким-то девайсом? Потому что здесь идёт речь об удобстве мышки, например. Для каждой руки своя мышка подходит. У кого-то – сверхскоростные мышки с высоким DPI, а кому-то достаточно мышки с маленьким DPI. Кому-то нужен коврик большой, на весь стол, а кому-то нужен коврик поменьше. Кому-то – клавиатура механическая, кому-то – не механическая. То, что у человека, например, слабый компьютер или Интернет, но он при этом участвует в соревнованиях, и этот слабый компьютер влияет на результат, в нашем мире это – проблема игрока.

Настоящий допинг, а именно – химические препараты, некоторые киберспортсмены, конечно, тоже используют. Но здесь, как и в любом другом спорте, организован довольно пристальный контроль. Если на офлайн-соревнованиях появляются подозрения в том, что кто-то из игроков – в "изменённом состоянии сознания", то его сразу же проверят на наличие в организме запрещённых веществ. Участников онлайн-турниров тестируют внезапно: в любой момент к спортсмену могут прийти допинг-офицеры, чтобы взять пробы. Тех, кто попадётся на употреблении нейростимуляторов, наказывают дисквалификацией.

В компьютерной игре на первом месте – скорость реакции. Поэтому недобросовестные игроки используют препараты, подавляющие чувство тревоги и повышающие концентрацию. Но все эти наименования есть в списках запрещённых препаратов WADA. Потому отдельные протоколы для них разрабатывать не придётся.

Теперь к употреблению психостимулирующих препаратов хотят приравнять и использование более технологичной аппаратуры и программ. Сейчас их применение контролируют лишь организаторы соревнований, говорит Елена Урусова.

УРУСОВА: Если организаторы понимают, что действительно есть сомнительные моменты, они разговаривают с игроком, просят какие-то его записи. И коллективно потом принимается решение – были "читы" или не было "читов". Если были "читы", команду дисквалифицируют, и все их результаты аннулируются. На офлайн-соревнованиях было пару раз, там зашивались "читы" в компьютерную мышь, но это всё было видно. Поэтому на офлайн-соревнованиях "читы" применить просто невозможно.

В онлайн-турнире, конечно, отследить обманщиков сразу не удаётся. Получается, спортсмены безнаказанно могут использовать программные ухищрения, чтобы превзойти противника, не особенно напрягаясь.

По словам юристов, для киберспорта необходимо разработать единый свод правил, в котором будут прописаны и запрещены все возможные уловки, на которые могут пойти игроки. Только тогда компьютерные игры можно будет причислить к спортивным соревнованиям, считают авторы идеи.

Киберспортсмены уверены: труднее всего будет отследить выполнение правил на тех чемпионатах, где участники подключаются каждый со своего компьютера. Но если разработать универсальный механизм контроля за технологическим допингом не удастся, то онлайн-соревнования могут перейти из киберспорта в разряд киберфизкультуры.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация