Картинка

Нацвопрос Старообрядчество – целая совокупность миров

3 июля 2021, 00:08

Персоны

Современное старообрядчество в центральной России. Где можно увидеть наследников 17 века?

САФАРОВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. В эфире "Вести ФМ". Как всегда в это субботнее время, программа "Нацвопрос". В студии Марат Сафаров. А поговорим мы сегодня о старообрядчестве. Разумеется, тема глобальная, мы ее локализуем в Центральной России. А приурочим нашу беседу к 50-летию события, с одной стороны, из церковной истории, но имеющего важнейшее значение для всей нашей страны – 50-летию Поместного собора Русской православной церкви, постановившего в 1971 году (то есть вот ровно полвека назад) снять клятвы со старых обрядов. Тогда с докладом об отмене клятв на старые обряды, посвященном теме отношений старообрядчества в Русской церкви, выступил митрополит Никодим. И это было важнейшее событие, обсуждавшееся за рубежом. 50 лет прошло, о взаимоотношении Русской православной церкви и старообрядчества очень много работ за этот период вышло. О том, как старообрядцы разных согласий (потому что это тоже не однородная какая-то группа, а различные течения), как они отнеслись к этому важнейшему событию, по существу подводящему черту тем обстоятельствам, тем драматическим событиям 17-го века. Вот каким образом это все происходило, мы сегодня поговорим на примере Центральной России, на примере старообрядческих общин Московской области, сопредельных, наверное, регионов с историком, этнологом Сергеем Михайловым – членом Союза писателей России, много лет занимающимся этно-конфессиональными общинами в Центральной России, собственно говоря, полевыми исследованиями, вхожим в старообрядческие храмы, что не всегда просто (и мы сегодня тоже об этом поговорим).

МИХАЙЛОВ: Я сам старообрядец крещенный.

САФАРОВ: И сам старообрядец крещенный. Сергей, добрый день.

МИХАЙЛОВ: Здравствуйте.

САФАРОВ: Прежде всего, ну я думаю, что аудитории нашей программы, аудитории "Вестей ФМ", не стоит напоминать уже о событиях 17-го века, все, конечно, знают о том, как возникло старообрядчество. Но все-таки, вот какие течения старообрядчества на сегодняшний день, не углубляясь в исторические сюжеты, на сегодняшний день в нашей стране представлены?

МИХАЙЛОВ: Старообрядчество – это даже не мир, а целая совокупность миров. Причем, это миры и в плане локальных течений конфессий внутренних или согласий, как они в старообрядческом мире именуются, разные региональные группы старообрядцев – это тоже отдельные миры. Так что воспринимать это как что-то такое единое целое ни в коем случае нельзя. Ну, грубо говоря, есть два основных направления старой веры. Поповщина (то есть старообрядцы, приемлющие священство) – это Белокриницкое согласие, или официально Русская Православная старообрядческая церковь. И новозыбковцы, или Русская Древлеправославная церковь. Это вот я перечислил два основных поповских течения. Есть, конечно, внутри них тоже свои разделения, хотя сейчас они практически сошли на нет. То есть вот есть два направления поповщины. И беспоповцы, которых было гораздо больше, у которых было больше, так скажем, возможностей разделяться. Там основные согласия – это поморцы (или Поморцы брачные), федосеевцы (Старопоморцы безбрачные), филипповцы. Это три согласия, которые я перечислил, называются Поморского корня, потому что так или иначе они вышли из мира старообрядчества Поморья, вот знаменитый Выг.

САФАРОВ: То есть это Русский Север Поморья.

МИХАЙЛОВ: Да, сформировались, оформились благодаря вот Выговско-Лексинскому общежитию на Русском Севере. Хотя, допустим, федосеевцы, оформились они несколько далеко оттуда – в Прибалтике, где было много старообрядцев-беженцев из России...

Слушайте в аудиофайле!

Нацвопрос. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация