Нацвопрос Московское старообрядчество вчера да и сегодня: взгляд изнутри
Персоны
Старообрядчество в Москве. Где можно увидеть наследников XVII века? Отношение старообрядцев к туристам. Культура московского старообрядчества.
САФАРОВ: Здравствуйте, дорогие радиослушатели. В эфире, как всегда по субботам, радиостанции "Вести ФМ" программа "Нацвопрос". В студии Марат Сафаров. И мы продолжаем беседу, которую мы начали в прошлую субботу, в прошлой нашей программе, посвященную старообрядчеству. Когда мы обсуждали тему старообрядчества с нашим гостем Сергеем Михайловым – историком, этнологом, исследователем этно-конфессиональных общин Центральной России, мы некоторые такие заходы, конечно, на московскую территорию делали, говорили о центрах старообрядчества, но все-таки мимоходом говорили, в большей степени о Подмосковье. У нас, кстати, была и тема нашей беседы привязана к историческому событию – к полувековому юбилею Поместного Собора Русской православной церкви 1971 года, когда были сняты клятвы со старых обрядов. То есть, другим языком говоря (Сергей, может, меня сейчас поправит), Русская православная церковь признала действенность, благодатность старых обрядов, возможность их использования в богослужении. Вот к этой дате, в 71-м году которая произошла, мы посвятили наш разговор, связанный с Центральной Россией. Но все-таки вот наши радиослушатели, которые слушали уже нашу программу с большим интересом, и хорошие были отклики, добрый на нашу с вами беседу, просили все-таки более подробно рассказать о Рогожском и Преображенском. Может быть, даже в таком немножко туристическом смысле, как это ни покажется странным по отношению к старообрядчеству. Как это можно посетить, можно ли вообще посетить эти центры, где они находятся, какова их история, и интересно ли это человеку внешнему по отношению к старообрядчеству. Ну, в первую очередь, Сергей, приветствую вас на радиостанции "Вести ФМ".
МИХАЙЛОВ: Здравствуйте.
САФАРОВ: Давайте продолжим нашу беседу. И вот эти центры, вы в прошлый раз говорили о том, как они возникли, кратко мы с вами обсудили, это конец 18-го века, 1771-й год, если говорить конкретно. Слово, которое сейчас у всех на устах, "пандемия", только тогда более страшная пандемия чумы, вероятно, последняя такая, в Москве которая произошла. Екатерининская эпоха, и в этот период времени были основаны новые кладбища, за пределами города тогда – Рогожское, Преображенское, да даже и Ваганьковское и другие места, которые сейчас связаны с историческим таким московским некрополем, были дальними окраинами и фактически предместьями города.
МИХАЙЛОВ: Пригородом.
САФАРОВ: Пригородом, да. И вот тогда возникли в разных частях два крупных старообрядческих центра. Давайте их охарактеризуем и об их истории поговорим.
МИХАЙЛОВ: Если говорить о центрах, которые возникли в Москве в 18-м веке – и до 1771 года и позже – это не только Рогожское и Преображенское кладбища. Так получилось, что когда среди целого кольца новых мест общественного погребения горожан, которые, разумеется, устраивались по конфессиональному признаку. Большинство кладбищ были для православного большинства населения, но были кладбища для, скажем, религиозных, ну не сказал бы диаспор, потому что многие уже стали коренными.
САФАРОВ: Для этно-конфессиональных общин, говоря современным языком.
МИХАЙЛОВ: Да, для этно-конфессиональных общин. Благодарю за подсказку, Марат. Потому что появилось и существующее до сих пор мусульманское Татарское, потому что основная масса мусульман Москвы традиционно это были этнические татары. Появилось уничтоженное в советское время Еврейское кладбище за Дорогомиловской заставой, на Кутузовском проспекте. Появилось существующее ныне Армянское кладбище и большое, существующее так же доныне, одно из интереснейших московских кладбищ – Введенское или Немецкое, где были предоставлены места для погребения представителям католических и протестантских диаспор. Ну и два старообрядческих: для поповцев – Рогожское и для беспоповцев – Преображенское...
Слушайте в аудиофайле!