Авторские материалы Преступление и лечение: что ждёт Ильназа Галявиева в случае признания его невменяемым
Персоны
Ильназ Галявиев, в мае расстрелявший школьников и учителей, переведен в психиатрическую больницу СИЗО№2. Об этом сообщили в Общественной наблюдательной комиссии Москвы. Ранее появилась информация, что эксперты Центра Сербского признали Галявиева невменяемым. Правда, в Следственном комитете сообщили, что психолого-психиатрическая экспертиза пока не завершена. Но если врачи все же сочтут, что Галявиев в момент преступления был невменяемым, то он вместо тюрьмы отправится в спецбольницу на принудительное лечение. И со временем сможет выйти на свободу. О преступлении, лечении и наказании – обозреватель "Вестей ФМ" Борис Бейлин.
11 мая 19-летний Ильназ Галявиев устроил стрельбу в казанской гимназии, где раньше учился. Он убил 9 человек: 7 детей и 2 учителей. Еще 20 были ранены. В июне Галявиева перевели из казанского изолятора в Москву, в НИИ имени Сербского, для комплексной психолого-психиатрической экспертизы. В ближайшие дни его должны отправить обратно в Казань. По одним данным, экспертиза уже завершена, по другим – еще продолжается. Сомнение в психическом здоровье "стрелка" появились сразу после его ареста. Тогда в Интернет попала видеозапись с Галявиевым: он бился в истерике и называл себя богом.
ГАЛЯВИЕВ: Просто осознал это. Осознал это месяца 2 назад. А летом у меня начал пробуждаться монстр.
Если Галявиева действительно признают невменяемым в момент преступления, он будет отправлен на принудительное лечение. Такова практика, говорит руководитель московской коллегии адвокатов "Князев и партнеры" Андрей Князев. Лечение заменит ему наказание. Хотя условия в подобных больницах – фактически тюремные.
КНЯЗЕВ: Наказание не назначается больным людям, но по решению (с вероятностью 99,9%) он будет помещен в стационар с интенсивным наблюдением. Это больница, но там всё в решетках, строгая охрана. И вот в этой клинике под интенсивном наблюдением он будет лечиться. Обычно это на годы, а иногда – на десятилетия.
Срок пребывания Галявиева в специализированной больнице в этом случае будут определять медики. Скорее всего, лечение займет много лет, отмечает врач-психиатр высшей категории Вениамин Житловский. Все это время "казанский стрелок" будет принимать препараты.
ЖИТЛОВСКИЙ: Его будут долго лечить, это особые условия. Да, это не тюрьма. Но это – режимное место, где он будет принимать определенные препараты, жить по определенной схеме. Может быть, вообще нельзя будет "пересмотреть", что он сделал. Думаю, этого человека скоро не отпустят. Он проведет там достаточно большое количество времени. Долго будет принимать препараты. Сначала – уколы, потом – таблетки.
Признание Галявиева сумасшедшим даст ему надежду на свободу. Освидетельствования проводятся ежегодно, поясняет Андрей Князев. И рано или поздно врачи могут счесть, что психически больной стал здоровым.
КНЯЗЕВ: Бывает, что и пожизненно содержат, но обычно врачи проводят консилиум. И после интенсивного наблюдения он переводится в общую психиатрическую больницу. И если уже там решат, что он вылечился, то он переводится домой под наблюдение психиатра. На свободу. Но лечение обычно – лет 15 – 20.
Такое бывает. Более того, случается, что прошедшие многолетний курс принудительного лечения больные выходят на свободу и снова совершают преступления. И опять отправляются не в тюрьму, а в больницу. Несколько лет назад на телеканале "Россия" вышел документальный фильм Бориса Соболева "Пациенты строгого режима". В спецбольнице автор взял интервью у такого "серийного больного".
"Среди самых зловещих обитателей – тихий дедушка Елфимов. Общий стаж принудительного лечения – 18 лет. 3 убийства. Сначала он порешил отца, 5 лет лечился, вышел, зарубил жену, обвинив ее в колдовстве. Опять лечился, вышел, убил соседа. – Ну, сосед приходит ко мне пьяный: "Дай 10 рублей". Лопатка стояла. Ну, взял лопатку и ударил его по голове"
Если бы Ильназа Галявиева признали психически здоровым, то за убийства ему грозило бы пожизненное лишение свободы. И тогда бы он смог просить об освобождении только через 25 лет заключения. И почти наверняка получил бы отказ. В России осужденные пожизненно, в отличие от пациентов спецбольниц, еще никогда не оказывались на свободе. Исключение составляют случаи, когда пересматривался сам приговор по тем или иным обстоятельствам. И пожизненное заключение заменялось просто длительным.